Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Мир казанских попрошаек. Часть 3: заработки на вере и рекруты для «рабочих домов»

Мир казанских попрошаек. Часть 3: заработки на вере и рекруты для «рабочих домов»

Равиль Сайганов завершает цикл материалов о жизни казанских профессиональных попрошаек. Третья, заключительная часть расследования, будет посвящена выгодной религии для попрошаек. Вы узнаете, как изменился облик людей, стоящих на паперти, а также о категории профессиональных побирушек, которые зарабатывают меньше остальных своих коллег по цеху.

Драки за собранные у церквей и мечетей деньги

Давно ли вы посещали мечеть? Если да, то вы бы сильно удивились тому, как сейчас поменялся контингент людей, стоящих у ворот с протянутой рукой. Раньше садака принимали исключительно татарские старенькие бабушки. Причем они не побирались. Весь этот процесс добровольного пожертвования даже выглядел иначе: даешь бабушке какую-то копеечку, а она после этого сидела и читала молитву. Сейчас же перед мечетью – и стар и млад. Никакие молитвы за твои милостыни никто не читает. Меркантильный интерес сильно изменил внешний религиозный, набожный антураж всего этого процесса.

Мир казанских попрошаек. Часть 1: как живут и зарабатывают на улицах традиционные кочевые семьи?

Сейчас спокойно можно наблюдать даже такую картину: из минаретов звучит проповедь муллы о терпимости, милосердии и прочие полезные наставления. А в этот момент перед воротами мечети – люди, которые с протянутой рукой, с криками и взаимными оскорблениями делят между собой полученные деньги.

Среди людей, которые постоянно сидят перед входом в мечеть, точно не встретишь мужчин, потому что им никто не подаст (исключение – ветхие старики). Также отсутствуют разного рода опустившиеся алкоголики, ведь мусульманство в принципе нетерпимо к спиртному. Бабушек там большинство. Тем не менее все чаще обживают эти места кочевые семьи с детьми.

Что касается церквей, то помимо бабушек, традиционные и более многочисленные обитатели паперти – это мужчины и женщины, имеющие сильное пристрастие к спиртному. В православии к этому относятся как-то спокойнее.

Где могут заработать даже заядлые выпивохи?

Среди представителей мира попрошаек алкоголики, естественно, получают меньше всего. В зависимости от «рабочего» места, которое они выбрали, от дня недели и времени суток суммы разнятся. Но в среднем за «рабочий» день выходит до тысячи рублей. Есть еще одна прямая зависимость. Чем больше сказывается спиртное на внешнем облике человека, тем меньше ему подают.

Самая хлебная локация в городе – это вход в метро «Площадь Тукая». Здесь даже выпивохам может здорово подфартить с наличностью. К примеру, на глазах нашего корреспондента одному мужчине на костылях прохожий положил купюру в 1000 рублей, а следом другой опустил банкноту в 5000. Чтобы не пропить такие деньжища, а использовать с толком, попрошайка сразу направился в ближайший торговый центр.

Сначала захотел купить себе дешевые, но фирменные швейцарские часы, – денег не хватило. Потом пошел в магазин электроники, попросил сотовый телефон – непременно с интернетом. Подходящий вариант снова не подобрали. В итоге мужчина расстроился и поковылял в продуктовый за «крепенькой».

Мир казанских попрошаек. Часть 2: как родственники используют пожилых бедняков

Как и где берут тружеников для «рабочих домов»

Опустившиеся алкоголики, стоящие с протянутой рукой, особенно те из них, кто поздоровее, пользуются большой популярностью у предпринимателей, содержащих так называемые «рабочие дома». Это когда коммерсанты содержат за свой счет бригаду людей. Находят для них всякую грязную, тяжелую работу. За это дают им крышу над головой, платят копейки, а основную сумму организаторы оставляют себе.

Наш герой – Алексей, он из Ижевска. Имеет высшее образование по специальности «ландшафтный дизайнер». Была семья: жена, двое сыновей. Но любовь к алкоголю оказалась выше любви к близким. Родня его долго лечила в реабилитационных центрах. Но все впустую. В итоге махнули на него рукой, и Алексей отправился кочевать по городам и весям.

В очередном реабилитационном центре для бездомных в какой-то провинции Алексея увидели предприимчивые товарищи. Уговорили поехать с ними в Казань. Обещали крышу над головой, кормить, плюс – какую-никакую зарплату, взамен он должен был работать. В итоге поселили его в 4-комнатной квартире, где жили 12 человек, таких же горемычных, как и он сам. В какой-то момент, не выдержав физической нагрузки, Алексей сбежал из «трудового дома» и занялся своей привычной деятельностью – попрошайничеством.

Кто виноват, и что делать?

В этом спецрепортаже мы принципиально не брали интервью у сотрудников различных государственных служб, которые так или иначе должны заниматься проблемой попрошайничества. Их легко можно было бы обвинить в бездействии. Но по мере погружения в эту историю стало ясно, что нет никакого смысла искать конкретных виноватых. Дело не в чиновниках или полицейских, а в запросах самого общества. Оно еще не выработало какой-то единой позиции по поводу армии уличных нищих.

С одной стороны, никто не хочет видеть на улицах каких бы то ни было попрошаек. С другой – мы своими денежными подарками сами способствуем увеличению числа таких людей. Такие герои, как Алексей, никогда не будут жить как все. Они зависимые, но не от алкоголя, а от наших подачек, которые достаются им просто так.

Или кочевые барышни с детьми – все знают, что попрошайничество – это их образ жизни. Малыши их усваивают лишь одну науку – умение клянчить. А все из-за нас – сердобольных, которые подают им копеечку.

Что касается ряженых «ветеранов войны» – на примере Димы, которого выдернули в Казани из рабского плена – убедились, что мы, окружающие, сами являемся пособниками такого бизнеса. Благодаря нашим щедротам, в этом деле крутятся сумасшедшие деньги, ради которых организаторы идут на любую уголовщину.

С ветхозаветными пенсионерами дела обстоят чуть сложнее. Волонтеры говорят, что в других регионах этих беззащитных опять-таки используют в качестве рабов. У нас в Татарстане этот страшный бизнес так хорошо не налажен, но это только пока. Все может измениться в любой момент. Приезжие организаторы легко могут завезти в Казань многочисленные группы стариков из других провинций, чтобы бедолаги приносили им деньги.

Единственный способ уменьшить число попрошаек на улицах – просто не подавать, по крайней мере, деньги. Если совесть требует сделки, можно ограничиться продуктами. Тогда мошенники со временем уйдут, а в самом деле нуждающиеся будут обращаться за помощью в соцслужбы.

Автор: Равиль Сайганов

 

Первую и вторую части расследования о том, как живут и зарабатывают на улицах города традиционные кочевые семьи, а также как родственники используют пожилых бедняков, можно посмотреть в нашем YouTube-канале.

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: