Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Мир казанских попрошаек. Часть 1: как живут и зарабатывают на улицах традиционные кочевые семьи?

Мир казанских попрошаек. Часть 1: как живут и зарабатывают на улицах традиционные кочевые семьи?

Корреспондент и ведущий телеканала «Татарстан-24» Равиль Сайганов провел расследование о жизни и заработке попрошаек в Казани. Цикл материалов открывает статья о том, что собой представляет типичный попрошайка, где они обитают, и как государство пытается бороться с этим явлением.

Помните, в свое время многих казанцев, да и жителей республики потрясла новость о попрошайках, которых в нашем городе удалось вызволить из рабского плена. Предполагаемых хозяев рабов-инвалидов – граждан Молдовы (брата с сестрой) – задержали. Это Владимир Ибриана и Виолетта Липэдату (неизвестно, настоящие ли это имена или нет). Сейчас идет следствие. За это время обвиняемые просили выпустить их из СИЗО под домашний арест, убеждали, что сбегать не собираются. Но в итоге Верховный суд РТ эту апелляцию отклонил.

Между тем на казанских улицах, в подземных переходах, при входе в метро стоит огромное количество попрошаек разного вида, возраста и типажа. Корреспондент «Татарстан-24» погрузился в этот мир попрошаек. И попытался узнать, что он собой представляет, как устроен, кто стоит на улицах, все ли из этих людей в самом деле нуждаются в материальной помощи. Кого из них заставляют выходить и побираться, а кто выходит сам и по какой причине. Еще одна важная задача – выяснить, имеется ли какой-нибудь способ, если не полностью справиться с проблемой попрошайничества, то, по крайней мере, значительно сократить количество людей, стоящих на улице с протянутой рукой.

Владимир Ибриани. Один из обвиняемых в использовании рабского труда.

 

Где обитают попрошайки

В Казани есть целый ряд мест, так скажем, наиболее «хлебных» для попрошайничества. Для начала кратко пробежимся по основным локациям, чтобы оценить масштабы проблемы.

Самые традиционные — это вход в метро, но не везде, а там, где людской поток наиболее плотный. Это станции «Яшлек», «Проспект Победы» (из-за близости рынков) и станция метро «Площадь Тукая», где концентрация людей с протянутой рукой на один квадратный метр просто зашкаливает.  

Христарадники облюбовали вообще все подземные переходы Казани. Их практически ежедневно можно встретить в подземках по пр. Ямашева, возле «Корстона» и в районе ул. Шмидта. Далее исторически сложившиеся места для попрошайничества – это мечети и церкви. Раньше всевозможными «инвалидами» были оккупированы наиболее загруженные перекрестки Казани. Но после нашумевшего дела с рабством Димы все остальные инвалиды с проезжих частей мгновенно исчезли.

Волонтеры уверены, что большинство этих инвалидов в военной форме, которые раньше собирали деньги с автомобилистов на дорогах, – невольники. Исчезли они временно. Как только шумиха, связанная с использованием в Казани рабского труда, уляжется, этнические группировки снова поставят своих «крепостных» побираться. Слишком уж денежный бизнес, надолго забрасывать его никто не будет.

Портрет типичного попрошайки

Зато никуда не делись другие попрошайки. В первую очередь это самые яркие представители так называемого «мира нищих» – национальные меньшинства. Встретить их можно повсеместно, где большой людской поток. 

Цыгане – очень колоритный, интересный, сложный, неоднородный по составу народ. Существует множество разнообразных этнических групп, которые могут отличаться практически всем, прежде всего, диалектами и традициями, религией, внешними данными, цветом кожи.

Бабушку, которая представилась Катериной, в Казани можно увидеть с протянутой рукой ежедневно. Часто она побирается на Колхозном рынке, на парковках крупных торговых центров. Родом она из Молдовы. Всю свою долгую жизнь вместе с табором женщина вела традиционный для этого этноса образ жизни.

Бабушка эта, как гражданка РФ, имеет пенсию 10 тысяч рублей. Естественно, говорит, мало. Хотя, сколько бы не платили, она в любом случае будет заниматься попрошайничеством. Ведь всю жизнь только этим и занималась, ничему другому не обучена. К тому же всегда найдутся родственники, кому нужно помочь деньгами.

Основная особенность большинства представителей этого кочевого этноса, что они принципиально не желают ассимилироваться. Даже имея гражданство, часто не принимают культуру, традиции того общества, где живут. Собственный многовековой уклад жизни – дороже всего. Как правило, ни в каких общеобразовательных школах их дети не учатся.

С другой стороны, и наши чиновники смотрят на это сквозь пальцы. Вот вы попробуйте по каким-либо своим идейным соображениям не водить своего малыша в школу. Вообще сказать «нет» обязательному среднему образованию. Если ребенок не будет закреплен за медучреждением или садиком, а целый день станет бегать по улицам попрошайничать, то о вас быстро узнают соцслужбы и наверняка лишат родительских прав. А в случае с нашими героями – это, может, и не норма, но почему-то не замечается государством.

Какие предусмотрены наказания?

Порой многовековой уклад кочевого народа доминирует даже над уголовным кодексом. Сейчас не берем такие преступления, как воровство, мошенничество и т.д. Не могут быть в каком бы то ни было народе сплошь преступники и жулики. Зато точно есть такое традиционное и распространенное явление у кочевых семей, как своеобразное воспитание детей. Когда матери с самых малых лет учат своих малышей побираться.

В Кодексе об административных правонарушениях РТ есть статья о попрошайничестве. (3.15 «Приставание к гражданам в общественных местах»). Но она не работает. По ней можно оштрафовать человека лишь «за навязчивое приставания к гражданам». Т.е. эту самую «навязчивость» еще доказать нужно. Зато в УК РФ есть статья: «Вовлечение несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством» (ст. 151). Вторая часть этой статьи более суровая: если это преступление совершено родителем, то наказание – лишение свободы до 5 лет.

Также имеется статья о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Тем не менее как вы думаете, что будет, если об этом преступлении сообщить правоохранителям на телефон дежурных «02»? НИЧЕГО. Стражи порядка крайне редко приезжают по таким заявкам.

Детишки в таких семьях – это не просто традиционные продолжатели рода. Это, можно сказать, основные добытчики. Меньше всего жалость вызывают взрослые женщины. Часто, чтобы заполучить деньги, они вынуждены действовать агрессивно, максимально навязчиво, брать своих «клиентов» буквально измором. Их коронная фраза – «грешно не подать нуждающимся». Пожилым представителям таких семей подают чуть больше. Тем не менее абсолютные лидеры по «заработкам» – это именно детишки, и чем они меньше, тем больше им подают.

В каждом регионе страны правоохранители по-разному занимаются проблемой попрошайничества, в том числе и детского. Поэтому приезжие кочевые семьи (кто в Татарстане ни разу не был) ведут себя очень осторожно. Не хотят угодить в руки полицейских. Своих детей поначалу стараются не использовать.

К примеру, вот эти барышни в Казань приехали из Карпат. Поначалу они присматривались. Детей не задействовали. Оставили их на вокзале. А сами с пустым стаканчиком отправились, естественно, в центр города. С подземного перехода метро «Пл. им. Тукая» их прогнали местные попрошайки-старожилы. Но они не расстроились и нормально «собрали денежку» на улице, разгуливая с протянутой рукой между торговым центром и гостиницей «Татарстан».

Как устроен «рабочий день» попрошаек?

Наши российские цыгане уже хорошо разбираются во всех тонкостях местной «татарской жизни». Поэтому в Казани чувствуют себя максимально уверенно, совершенно не боятся, что возникнут какие-то сложности с полицейскими.

Если иногородние этнические семьи приезжают в столицу Татарстана больше, чем на месяц, то обычно снимают квартиру или дом на окраине, если всего на пару дней, то селятся в недорогом хостеле в центре города.

У приезжих семей (из других регионов страны) каждый день максимально загруженный. Подъем в 7 утра. И объезд всех прибыльных точек города. Сначала церкви, ведь нужно успеть на службу.

Местные завсегдатаи - попрошайки на паперти (те, кто сильно потаскан жизнью и спиртным) - прекрасно знают, что не выдержат никакой конкуренции с женщинами и детьми, поэтому обычно сдаются и уходят. В итоге мамаши как всегда вперед пускают своих малышей, а сами стоят со стаканчиками поодаль. На себя они и не надеются. Знают, что основная прибыль будет у дочек.

Если обычные, традиционные христарадники сидят на паперти ежедневно часами, то кочевой народ очень мобильный и энергичный. Они не могут позволить себе так бездарно тратить время, ведь нужно всё успеть. После церкви и людных рынков – традиционный объезд всех торговых центров. Причем здесь план действия также довольно стандартный. Чтобы избежать неприятностей с сотрудниками службы безопасности, взрослые в ТЦ даже не суются. Отправляют только детишек. А малолетки первым делом идут на этажи, где расположен общепит. Порой этих маленьких побирушек охранники замечают в свои видеокамеры. Но не всегда могут поймать.

Охранники службы безопасности ТЦ даже если и ловят малолетних попрошаек, но полицию никогда не вызывают. Говорят, что задерживать никого не имеют право. Поэтому лишь выдворяют детишек из здания. Если попрошайки продолжают побираться уже на парковках, их это не интересует.

Подобные семьи долго в одном городе не задерживаются. Все зависит от щедрости местных жителей. Наберут определенную сумму в одном населенном пункте, и вскоре все дружно уезжают в другой. А в Казань наведываются новые кочевники. И ведь у таких семей так проходит вся их жизнь. Социальным службам за подобными мобильными людьми проследить очень сложно. Но, с другой стороны, есть семьи попрошаек, которые в Казани живут годами. Главы этих ячеек общества (мужья, отцы) могут иметь даже какую-то работу, разъезжать на иномарках. А их жены вместо того, чтобы водить детишек в школу или детсад, ежедневно ходят собирать денежку. Выяснить адреса оседлых семей вообще не составляет никакого труда. Тем не менее никто ими не занимается.  

Послесловие

Множество цыган, проживающих на территории нашей страны, имеют все необходимые документы. Они официальные граждане Российской Федерации, они такие же, как все остальные народности, ничем не лучше и не хуже. И должны подчиняться всем требованиям и законам страны.

В следующей части расследования, посвященного миру казанских попрошаек, мы расскажем о ряженых пенсионерах-попрошайках, а также их родственниках. Узнаем, насколько родня заинтересована в том, чтобы их старики побирались.

Автора материала: Равиль Сайганов

Поделиться:
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 16:08 22.06.2021
    Без имени
    Молодец, Равиль! Отличная тема, ждём полное видео.