Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Врач-онколог: «Количество раков, вызванных генными мутациями, достигает всего 10%»

Врач-онколог: «Количество раков, вызванных генными мутациями, достигает всего 10%»

Мария Аглуллина рассказала, о диагностике и симптомах рака, а также о том, насколько влияет психологический настрой на лечение пациента.

- Мария Викторовна, здравствуйте! Все врачи говорят, что болезни от нервов. За последнее время жителям нашей страны пришлось немало понервничать. Вы ощущаете это по наплыву пациентов?

- Пациентов, действительно, год от года становится больше. Это не удел последних двух или трех лет, это тенденция последнего десятилетия. Мы как онкологи связываем увеличение заболеваемости не столько со стрессом последних нескольких лет, сколько с улучшением диагностики, которая появилась в руках онкологов за последние годы. И конечно же, мы видим увеличение количества больных с ранними стадиями заболевания. Этому способствует также диспансеризация, которая появилась в последние годы, несмотря на то, что многие достаточно скептически к ней относятся.

- Я, например, как раз тот скептик, который относится к диспансеризации несколько подозрительно. Потому что придешь, сядешь, врач просто послушает, посмотрит, вот и вся диспансеризация. А ты должен потерять один-два рабочих дня за это.

- Диспансеризация включает в себя не только осмотр, но и сдачу онкологических маркеров, флюорографию, маммографию, осмотр гинекологом, кал на скрытую кровь и другие исследования. В последние годы мы все чаще слышим от пациентов, которые к нам приходят лечиться, что опухоль была выявлена случайно, именно во время диспансеризации, например оказался завышен онкомаркер, и заболевание было диагностировано на ранней стадии еще до появления симптомов заболевания. Это очень радует.

- Мария Викторовна, говорят, что онкология молодеет. Это так?

- Сказать, что в последнее время среди молодежи был отмечен всплеск новообразований, не совсем верно. Тем не менее, у нас, действительно, достаточно много молодых пациентов – как девушек, так и молодых мужчин. Мы связываем это с появлением современных систем курения, которые очень нравятся молодежи.

- А молодые, наоборот, уверяют, что это не сигареты, в них нет никотина, и они не так страшны.

- Зато в них содержится большое количество химических соединений, смол, которые являются облигатными, то есть абсолютными канцерогенами. Также, если мы говорим о девушках, то это бесконтрольный прием контрацептивов, может в дальнейшем спровоцировать опухоли как молочных желез, так и яичников и матки.

- Мария Викторовна, а что все-таки является основным триггером, который вызывает онкологию? Образ жизни, генетика, экология?

- Если бы было все так просто, и мы знали единственный фактор, который приводит к онкологии, то, наверное, мы давно от нее бы избавились. На самом деле это совокупность факторов. Конечно, это и экология, и место работы человека, если это вредные производства, металлургические комбинаты, нефтехимическая промышленность. Конечно, это генетика, поэтому в последние годы особый упор делается именно на изучение генетики опухоли. Сейчас выявлен ряд мутаций. Например, общеизвестные мутации BRCA1 и BRCA2. Когда эти мутации присутствуют в генах, риск заболеть раком молочной железы до 85%, раком яичников до 25%, есть повышенные риски рака предстательной железы, поджелудочной железы и меланомы. Кроме этих мутаций, существует еще огромное количество других мутаций.

- То есть получается, сейчас можно заранее выяснить, подвержен ты онкологии или нет?

- Можно выяснить, есть ли у тебя предрасположенность. Но всем подряд определять эти мутации не стоит, потому что количество раков, вызванных генными мутациями, достигает всего 10%, да и мутаций достаточно много. Как правило, на исследование мутаций мы направляем женщин или мужчин, у которых двое или трое ближайших родственников имеют заболевания молочной железы, яичников и получили это заболевание в достаточно молодом возрасте или имели несколько онкологических заболеваний.

- Вы связали увеличение количества больных онкологией с тем, что улучшилась диагностика. А есть ли какие-то показатели, на какой стадии рака сейчас в большей степени выявляют онкологических больных?

- Все зависит от локализации. Но в среднем, больше всего на третьей.

- Несмотря на то, что у нас улучшилась и аппаратура, и технологии, все равно выявляем на предпоследней стадии?

- Но ведь не все зависит от технологий. Очень много зависит еще и от самого пациента.

- Сейчас есть КТ, МРТ, которые позволяют выявить даже микроскопические опухоли в организме. 30-40 лет назад ничего из этого не было, и все равно выявляли на третьей стадии.

- Потому что пациенты не приходят, они тянут, они не прислушиваются к себе. Это связано с этим. Очень многие пропускают диспансеризацию, которую нам дает государство. Вот и весь результат.

- Рак излечим? Есть такое мнение еще с советских времен, что онкология — это смертельный диагноз.

- В последние годы онкология переходит в рамки хронических заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь сердца. С раком можно жить хорошо и качественно. Безусловно много наших пациентов – это «хроники», которые периодически к нам возвращаются как на обследование, так и на поддерживающую терапию. Но рак и смерть уже давно не синонимы.

- Вы хотите сказать, что в данном случае не будет такой ситуации, если у тебя, допустим, аппендицит, ты его вырезал, хирурги тебе в этом, безусловно, помогли, и ты здоров? То есть такого с онкологией не бывает?

- Не бывает, потому что мы всегда все равно насторожены в отношении будущего наших пациентов, мы продолжаем их наблюдать, как минимум еще пять лет. Если пациент обращается на первой и второй стадии, очень велика вероятность, что болезнь не вернется. Она достигает 95%.

- У жителей республики опухоли каких локализаций чаще всего бывают?

- На первом месте долгие годы находится рак кожи.

- Рак кожи? Мы же живем не в Африке, у нас не светит солнце.

- Тем не менее. Мы любим ездить в страны с теплым климатом. Причем всплеск был именно тогда, когда открылись границы для жителей тогда еще, наверное, СССР. Также среди самых часто встречающихся патологий на сегодняшний день – рак лёгкого, кишечника, молочной железы и предстательной железы. Эта пятёрка заболеваний находится в лидерах уже долгие десятилетия.

- А рак легкого от чего? От того, что у нас воздух плохой?

- У мужчин он на первом месте. Первый доказанный фактор риска рака лёгкого – это курение. На втором месте вредные производства, ареал проживания вокруг вредных производств.

- Значит ли это, что курильщику нужно ежегодно проходить КТ легких, а человеку, страдающему ожирением, делать УЗИ печени или поджелудочных желез?

- Конечно, курильщику КТ легких желательно делать ежегодно, причем именно КТ, а не флюорографию, потому что флюорография изначально была рассчитана на туберкулез, а КТ – это метод диагностики злокачественных новообразований. Если мы говорим о людях с повышенным весом, то лучше делать не УЗИ, а также КТ брюшной полости, гастроскопию. Но я не думаю, что ожирение напрямую связано с риском рака того или иного органа, но в отношении курения это так. Естественно, всей популяции женщин желательно проходить УЗИ молочных желез или маммографию ежегодно. Раз в пять лет всем нужно делать гастроскопию и колоноскопию, особенно в возрасте после 50 лет, и хотя бы раз в год сдавать анализы крови.

- Кстати, а какие симптомы должны насторожить человека для того, чтобы он обратился к врачу?

- Во-первых, это появление каких-то припухлостей, опухолей. То есть желательно, чтобы люди занимались самообследованием перед зеркалом.

- Но припухлость — это, наверное, уже осязаемая болезнь?

- Мы говорим о симптомах. Когда появляются симптомы, это уже настораживает. Но всё-таки самообследование молочных желез у нас никто не отменял. В молочной железе даже первую стадию опухоли можно практически всегда прощупать, и женщина это может сделать самостоятельно. Это патологические выделения из естественных полостей тела человека. Например, выделения крови или слизи из прямой кишки. Не стоит списывать это на обострение хронического геморроя, как любят делать наши сограждане. Это гной, кровь из влагалища у женщин. Появление изъязвлений в полости рта. Особенно часто пожилые люди игнорируют данные изменения, они считают, что им натер протез или в полости рта появилась инфекция. Также очень важно обращать внимание на снижение массы тела, если оно не связано с тем, что человек соблюдает диету.

- Поддается ли рак профилактики?

- Нет какой-то чудесной профилактической таблетки или процедуры, которые бы вы выполнили, и рака точно не будет. Необходим комплексный подход, он может снизить риск злокачественного новообразования.

- Если я веду здоровый образ жизни, пью апельсиновый или морковный свежевыжатый сок, а вечером совершаю пробежку, это меня не спасет?

- Это вас не спасет.

- А что спасет?

- Спасет внимательное отношение к себе и прохождение периодических чекапов. Вы, скорее всего, не застрахуете себя от появления злокачественного образования, особенно если у вас есть генетическая поломка. То есть даже если вы её выявите, профилактику провести будет очень не просто.

- Если, например, у меня болел онкологией дедушка или отец, значит ли обязательно, что и я заболею этой болезнью?

- Совсем не обязательно. Всего 5-10% рака связаны с генетикой. Остальное – это спорадические случаи. Поэтому задуматься об этом стоит, может быть, лишний раз проверить тот орган, который страдал у вашего родственника. Но опять-таки, если это генетически сцепленное заболевание, у вас опухоль может возникнуть не в этом органе, а в другом.

- Мария Викторовна, вы сказали, что пациенты не сразу обращаются к врачу, даже когда чувствуют, что у них есть какие-то проблемы. То есть кто-то связывает это с геморроем, кто-то, как вы сказали, с протезами. А нет такого, что у нас просто на уровне менталитета есть страх обратиться к врачу-онкологу?

- Пациент, наверное, действительно, боится услышать заключение, но, когда диагноз уже установлен, каждый пациент хочет быстрее начать терапию. И большинство пациентов верит врачам, верит в то, что возможно прийти к излечению или хотя бы к ремиссии заболевания. Такое мнение бытует, но тем не менее народ становится все более грамотным и понимает, что новые методы лечения помогают в борьбе с этим злом. И есть очень хороший результат на сегодняшний день.

- Вы можете успокоить людей, что онкология — это все-таки не приговор?

- Нам важно получить пациента курабельного с ограниченным процессом, когда нет развитого метастазирования по всему организму, когда он не усыпан метастазами от макушки до пяток.

- То есть локализованно?

- Да. На это на всё и направлена диспансеризация, информирование людей, о том, чтобы они пораньше пришли к нам. В таком случае мы можем пациенту подарить жизнь, а в каких-то случаях продлить эту жизнь.

- А психотерапевтическая помощь в онкоцентре оказывается?

- Оказывается. У нас есть отделение реабилитации, где работают несколько клинических психологов. И мы к своим пациентам в отделение психологов приглашаем. Они работают с нашими пациентами.

- Психолога необходимо приглашать до того, как он попадет к онкологу, а не после. Это будет более эффективно.

- Вы правы, но у нас нет такого огромного штата психологов, которые работали с каждым пациентом, которым сегодня сообщается диагноз злокачественного образования.

- Я к тому, что до сих пор очень много ходит споров и сомнений в том, стоит ли человеку говорить его диагноз. Если вы помните, то в советское время, как правило, пациенту не сообщался диагноз онкологии для того, чтобы не травмировать его психоэмоциональный фон. А сейчас этот диагноз говорится и родственникам, и самому пациенту. Вы как считаете?

- Я считаю, что всё нужно делать с умом. Если человек хочет знать всю правду, он спрашивает, он допытывается, ему это важно по каким-то его личностным соображениям, возможно, ему нужно завершить какие-то дела до начала терапии, а терапия, которую мы проводим, длительная, с осложнениями. Конечно, мы сообщаем пациенту, и по желанию пациента, в его присутствии, мы можем сообщить это родственникам. Если пациент умышленно уходит от этих слов, от этого знания, то мы ему это не навязываем, мы в мягкой форме его информируем о том, что ему необходимо начать лечение.

- Мы с вами обсуждали современные технологии, которые позволяют излечивать рак на разных стадиях и выявлять его на самых ранних. Насколько в этих технологиях мы зависим от западных стран?

- Конечно, зависим, потому что все наше оборудование, которое мы имеем на сегодняшний день, – это и компьютерные томографы, и линейные ускорители, – произведены, к сожалению, не в Российской Федерации. Но на сегодняшний день у нас есть гарантийные контракты, которые обязуют поставлять запасные части на машины, обслуживать их, и пока наше оборудование работает.

- А в будущем времени что будет? Есть какие-то прогнозы?

- У меня нет. Я потребитель оборудования, такой же, как мои пациенты. - В настоящее время оно работает. Но если вдруг в какой-нибудь очередной пакет санкций внесут в том числе и это оборудование, что будем делать?

- Будем покупать запчасти в дружественных странах. Есть перспективы, что сможем наладить производство сами?

- Пока мы получаем оригинальные запчасти, но я думаю, что наше правительство думает наперед и, что будут созданы производства, на которых будут производиться не только, запасные части, но и полностью тяжелое оборудование.

- У онкологов есть такая шутка, что каждый доживет до своего рака. Сейчас продолжительность жизни значительно увеличилась. Выглядим мы все хорошо долгое время, живем тоже немало. Значит ли это то, что увеличение онкологических заболеваний можно связать и с этим?

- Конечно, в популяции старшая возрастная группа доминирует, потому что накапливаются мутации в клетках, соответственно, увеличивается риск злокачественных новообразований. Но на первом месте все равно смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, так что возможно, что мы не доживем до своего рака.

- Насколько влияет психологический настрой на лечение пациента?

- 90% успеха – это настрой пациента, его вера в того врача, к которому он идет на лечение. У меня есть масса таких примеров, и я в это свято верю.

- С каким настроем приходят пациенты, которые обращаются к вам? Есть какие-нибудь рецепты, как себя сориентировать на то, что ты обязательно победишь эту болезнь?

- Врач в большинстве может изменить настрой пациента при желании, найти нужные слова, объяснить, успокоить и пациент поверит. Я думаю, что они вместе достигнут успеха.

- Наша программа выходит в преддверии Всемирного дня борьбы с онкологическими заболеваниями. Что нужно делать нашим гражданам, чтобы быть здоровее? Помимо того, что бросить пить и курить.

- Пусковым механизмом злокачественной опухоли может быть в том числе и стресс. Поэтому мне бы хотелось, чтобы наши слушатели уходили от стресса здоровыми методами – шли плавать, заниматься йогой, пилатесом, гулять, петь, рисовать. Чтобы они думали о том, что они едят. Всегда можно выбрать для себя здоровую пищу, избегать продуктов с большим количеством сахаров, экстраактивных веществ. Также мне бы хотелось, чтобы люди прислушивались к себе, были внимательнее. И даже с каким-то небольшим благополучием шли именно к врачам, чтобы в будущем избежать каких-то тяжелых проблем.

- Мария Викторовна, спасибо большое за то, что пришли к нам в студию!

- Спасибо!

Подписывайтесь на наши Telegram-каналYouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Поделиться:
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 21:43 03.02.2024
    Без имени
    Спасибо за освещение такой серьёзных проблем