Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Уполномоченный по правам человека в РТ: «Обращения граждан требуют внимания и конкретных решений»

Уполномоченный по правам человека в РТ: «Обращения граждан требуют внимания и конкретных решений»

Сария Сабурская объяснила, в чем заключается работа омбудсмена, а также рассказала про помощь участникам СВО и их семьям.

- Здравствуйте. Мы часто слышим про права человека, но это такое всеобъемлющее понятие, что как-то теряешься даже. Так что такое права человека?

 

- Права, прежде всего, определены Конституцией РФ. Они являются высшей ценностью нашего государства. А если брать Всеобщую Декларацию прав человека, которая была принята в 1948 году, то там написано «все рождаются равными и свободными в своей независимости и правах». В Конституции прописаны личные, социально-экономические, политические и гражданские права. Практически каждый наш шаг - это право.

 

- Зачем нужен институт уполномоченного по правам человека? Ведь мы делегируем защиту наших прав государству, в том числе и правоохранительным органам?

 

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

 

 

- Какие рычаги управления есть у уполномоченного по правам человека. Вы можете как-то воздействовать на государственные органы власти, в том числе и на представителей правоохранительной системы?

 

- Работа регламентируется федеральным законом, который определяет деятельность уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. А также есть и закон Республики Татарстан, который был принят депутатами Государственного Совета в 2000 году. Он четко определяет наши полномочия. Мы имеем право участвовать в судах для защиты прав человека. Нас привлекают в качестве третьих лиц, а также мы можем выходить с административными исками в суды. А еще можем обратиться в прокуратуру.

 

- Вы сказали, что вы даете рекомендации в том числе и органам исполнительной власти. Насколько они прислушиваются к этим рекомендациям и принимают их как основание к действию?

 

- Прежде чем дать рекомендации, мы очень внимательно выясняем, насколько объективно обращение граждан. Поэтому очень внимательно изучаем нормативные документы. Еще ни разу не было, чтобы нам сказали: «Нет, мы не будем этого делать».

 

- Часто ли нарушают права человека?

 

- Порядка 30-40% обращений действительно подтверждаются. Не всегда бывают правы заявители. Я являюсь главным модератором государственной информационной системы «Народный контроль». В прошлом году туда поступило 91 тыс. обращений. Все они требуют внимания, необходимо конкретное решение.

 

- Какие права граждан нарушаются чаще всего? Политические, экономические, социальные?

 

-В основном происходит нарушение социально-экономических прав. Вопросов, связанных с жилищно-коммунальной сферой, достаточно много. При обращении к нам люди должны предоставить факты, подтверждающие нарушение их прав. Это обязательные условия для обращения к уполномочному.

 

Ежегодно мы готовим доклад о соблюдении прав человека в Республике Татарстан, показываем, с какими проблемами граждане сталкиваются. Жалобы выявляются посредством мониторинга социальных сетей и СМИ. Этот доклад представляется Раису РТ Рустаму Минниханову, Правительству и Госсовету РТ, а также прокурору республики.

 

 

- Насколько часто органы решают ту проблему, которую вы обозначили?

 

У нас заключены соглашения о взаимодействии с органами внутренних дел, со службой судебных приставов, с прокуратурой, службой следственного комитета по РТ, с федеральными структурами и социальным фондом. При совместных приемах мы часто приглашаем именно тех заявителей, которые ранее обращались, но получили формальный ответ. Благодаря таким встречам решаются вопросы.

 

Если, например, люди жалуются на работу большого завода, то мы поднимаем проблему на уровне надзорного прокурора природоохраны. Затем собираем круглый стол с ведомствами, вносим свои рекомендации.

 

- А как часто выезжаете в учреждения пенитенциарной системы?

 

- Я даже считать не буду. Есть специальная комиссия, которая создается Общественной палатой РФ. На базе 19-й исправительной колонии и колонии №2 мы реализуем социальный проект по реабилитации заключенных. 5 лет назад мы разработали этот проект совместно с общественной коммерческой организацией при поддержке министерства здравоохранения. У нас уже достаточно серьезная наработка, с осужденными работают специалисты в течение полугода. У них берут анализы на наркотики, по освобождению из исправительного учреждения они даже могут быть сняты с наркотического учета. Мы с представителями социальной службы и министерства труда выезжаем и в другие места лишения свободы.

 

-Вы уже 13 лет уполномоченный по правам человека. За эти годы тематика обращений менялась или людей все время волнует одно и то же?

 

- Меняется исходя из политической обстановки и из жизненных ситуаций. Вспомните, когда мы переживали ковид, очень много было обращений, касающихся состояния здоровья, ограничений передвижения граждан, вопросов о соблюдении трудовых прав. Закончилась эта история, появилась новая - СВО. В Казань приехали беженцы с Украины, с Донбасса и Луганска. Нужно было понимать, с чем они столкнулись. Им помогали оформлять гражданство, разбираться в трудоустройстве и так далее.

 

-Вот вы уже сказали, да, сейчас появилась такая социальная группа, как участники СВО. Семьи часто обращаются к вам?

 

-Да. С осени люди стали обращаться и по вопросам мобилизации. Много интересовались по поводу здоровья и семей. Когда появилась проблема мобилизации мужчин, имеющих на иждивении троих детей, мы собирались с ними. Позже было принято решение об их освобождении от мобилизации. Более 4 тыс. обращений, связанных с СВО, мы рассматривали в прошлом году. В текущем году, к сожалению, вопросы остаются, но они меняются. Обращаются по поводу выплат и лечения, а также семейного благополучия. Мы обращаемся в центры выплат, которые сегодня есть на территории Российской Федерации.

 

 

-Вот за вашу многолетнюю работу была такая история, которая вас потрясла и которую вы вспоминаете каждый день?

 

-Конечно есть. Есть несколько таких. Если говорить об СВО, то на прием с прокурором пришел как-то военнослужащий из Набережных Челнов. Его ранили в руку. Нужна была операция, для этого надо было ехать в Ростов. Он пулеметчик, закончил юрфак. Служил в морпехе. Пришел и сказал, что не мог остаться равнодушным к тому, что происходит. Он попросил помощи в лечении. А совсем недавно ко мне снова пришел, я не могла не обнять его как сына.

 

- Сколько ежегодно поступает к вам обращений?

 

-В прошлом году было 7 тысяч обращений.

 

Не тяжело ли вам каждый день выслушивать истории людей?

 

- Если быть просто безучастным и формально слушать, то, наверное, тут можно еще кучу лет работать. Но если вникать в проблему человека, невольно и слезы на глаза наворачиваются. Поэтому, конечно, тяжело.

 

-Спасибо большое, я хочу пожелать вам больших успехов в вашей нелёгкой, но всем нужной работе.

Подписывайтесь на наши Telegram-каналYouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: