Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Айдар Метшин: «Казань сегодня является примером для многих»

Айдар Метшин: «Казань сегодня является примером для многих»

Депутат Госдумы рассказал, почему происходят прорывы труб, как решить проблему изношенных коммунальных сетей и почему коммунальные службы оказались не готовы к снегопадам.

– Айдар Раисович, здравствуйте! Столько снега выпало в эти дни. Говорят, что никогда такого не было. Вы, наверное, не раз выдохнули, что теперь занимаете должность не мэра, а депутата?
– Подобные шутки бывают у членов моей семьи, коллег. Однако я все равно четко и совершенно ответственно понимаю, какая огромная нагрузка лежит на тех, от кого зависит организация уборочного процесса. Поэтому я все равно в какой-то степени за это беспокоюсь.


– Есть такая шутка, что для наших коммунальных служб зима всегда наступает неожиданно. Вы как человек, много лет проработавший главой одного из крупнейших муниципалитетов республики, как к ней относитесь?
– Да, такая шутка существует. Но она уместна в тех случаях, когда структуры исполнительных органов власти, жилищно-коммунальная сфера организационно не готовы к уборке в штатной ситуации.
– Так у нас всё время ведь организационно не готовы. Разве не так?
– Нет, не соглашусь с вами. Нынешняя зима – это, безусловно, внештатная ситуация. Такое количество единовременно в короткий промежуток выпавших осадков снега – это чрезмерно много. Я как депутат Государственной Думы, который избран от Нижнекамского избирательного округа, могу с уверенностью сказать, что жилищно-коммунальная сфера Татарстана, муниципальных образований и сельских поселений в том числе оказалась устойчивой. На этих сложных примерах мы должны делать выводы и принимать те решения, которые в будущем улучшат меры реагирования на подобные ситуации.
– Соцсети облетели кадры, где жители многоквартирных домов после ужасных снегопадов вышли на улицу с лопатами и стали сами себе расчищать путь к цивилизации. С лопатой вышли и вы и сказали: «Расчистить от снега территорию – это совершенно естественное желание наших людей». Я тоже совсем не против гражданской активности, но, к сожалению, или, к счастью, не все наши зрители согласны с такой позицией. Они уверены в том, что работу должны делать те, кто получает за это деньги.
– Надо разделять штатные зимние условия и внештатные. В штатную зиму коммунальщики, действительно, обязаны справляться с тем объемом задач, который перед ними стоит. Когда же случаются подобные аномалии, я считаю совершенно естественным желание жителей домов помочь самим себе и жилищно-коммунальной сфере.
– А там и вариантов не оставалось, потому что, если бы люди сами себе не помогли, у них бы не получилось выйти из дома.
– Если взять лопату и расчистить дорожку от квартиры или дома до калитки, то это займет примерно час, а это только 50 или даже меньше метров, то есть небольшой участок двора. Если брать город, республику, страну, то это большие территории. Поэтому в таких условиях, я считаю, совершенно естественным и возможность, и желание людей выйти и помочь. Это в принципе то, что заложено нам на генетическом уровне – прийти на помощь и поддержать других. Я считаю уместным в таких ситуациях сплачиваться.
– Айдар Раисович, какую бы Вы оценку поставили сейчас тем людям, которые заняты в сфере жилищно-коммунального хозяйства?
– Удовлетворительную, при том, что я мониторю количество обращений от граждан и знаю, что они увеличились в последние дни. На самом деле это сложный, дифференцированный вопрос, потому что есть разные категории жилья: микрорайоны, дворы, дома, сельские, городские территории. Это очень широкий спектр, который трудно объективно оценить. Но я считаю, что мы не допустили коллапса. Все бюджетные учреждения, все крупные промышленные предприятия продолжали свою работу. Мы знаем примеры, как на Западе такие ситуации приводили к коллапсу и даже в некоторых случаях к остановке работы органов государственной власти. У нас таких примеров не было и не будет, при всех сложностях.
– Многие руководители муниципалитетов, когда к ним поступают вполне справедливые обращения граждан, всегда отвечают: «У нас нет денег, недостаточно средств и ресурсов на обеспечение плановой качественной работой».
– Денег никогда не будет достаточно.


– А куда они деваются?
– В работу, в сферу. Я понимаю, о чем вы хотите сказать и сразу отвечу. Чтобы в сложившихся условиях обеспечить единовременную уборку надлежащим образом, необходимо кратное увеличение количества техники и рабочих. Допустим, мы закупили технику и привлекли кратно большее количество людей, а завтра наступает следующий зимний период, штатный. Куда, во-первых, мы отнесем эти затраты? И как эта техника потом будет эффективно использоваться?
– То есть предусмотреть все погодные аномалии невозможно?
– Если такая снежная зима, как в этом году, будет устойчиво приходить на протяжении 5-10 лет, мы будем вынуждены переходить на иные нормативы, на иное обеспечение и техникой, и людьми, и затратами, соответственно. Но на сегодняшний день единовременно бросать на это средства и деньги неразумно и неправильно. Другое дело, что в этих условиях должны применяться и применяются другие имеющиеся в регламенте процессы – например, план «Буран», когда концентрируется вся имеющаяся на территории промышленных предприятий, учреждений, организаций техника, выстраивается определенный план работы, график по приоритетности уборки тех или иных мест, чтобы обеспечить подход к социальным учреждениям, медицинским и так далее. В этих условиях подвоз продуктов питания первой необходимости, тоже большой вопрос. Все это тоже должно быть организационно продумано.
Но приобретать большое количество техники разово, привлекать трудовые ресурсы неразумно. Я ни в коем случае не хочу сказать, что у нас нет проблем, что у нас все замечательно, при том, что совсем недавно перед коллегией Минстроя Раис нашей республики вручил более 170 единиц коммунальной специализированной техники муниципалитетам. Если сравнить, как было 10 лет и как сейчас, это разные условия. Но люди правы в том, что должно быть лучше. Они оплачивают жилищно-коммунальные услуги, тарифы на которые с каждым годом растут. Население имеет право требовать улучшения качества услуг. Мы ответственны и обязаны их обеспечивать.
– Все время говорим, что мы вправе требовать, а те, кто работает в жилищно-коммунальном хозяйстве, должны все улучшать, но это, мне кажется, какой-то бесконечный разговор, а хочется результата.
– А результат есть. Вы посмотрите на наше муниципальное образование. Казань сегодня является примером для многих. Москва — это первый город, столица России, пример надлежащего содержания, эксплуатации, комфортности проживания, в том числе в первую очередь через создание общественных пространств, городской среды.
– Айдар Раисович, еще одна болезненная тема, которая в последнее время стала наиболее актуальной — коммунальные сети. То в одном, то в другом месте случаются прорывы. Что происходит?
– Происходят объективные процессы, которые являются результатом недоделок. Вопрос состояния коммунальной инфраструктуры — номер один для всей страны. Об этом не говорят, потому что коммунальные сети визуально не видны. Они буквально в большинстве своём находятся в земле. Их ремонт, эксплуатация, санация, замена проходила по остаточному принципу. А это масштабный объем инфраструктуры, который сопряжен с очень большими средствами на обеспечение их надлежащего состояния.
– Они, может быть, и не видны, но сейчас очень заметны. Только на этой неделе на Амирхана практически в одном месте два раза прорвало трубу.
– Практически везде износ сетей составляет не менее 60%, а где-то даже больше. Меньше 60%, я думаю, в России нет нигде. Это частично связано с политикой сдерживания увеличения тарифов.
– Я вас правильно понял, что проблема в том, что долгое время государство, в том числе те люди, которые обязаны за ними следить, не обращали на это должного внимания?
– Нет, не совсем корректно. С моей точки зрения они не могли обращать внимания, потому что на это не было средств. Проблема накапливалась десятилетиями, чем дальше шло, тем больше увеличивался износ.
– Оставшаяся нам в наследство инфраструктура практически вся советская.
– Вспомните состояние жилищной сферы в начале 2000-х годов. Это была катастрофа. Мы практически забыли сегодня те проблемы, какие были 15-20 лет назад. Не было программ, не было возможности системно заниматься содержанием, текущим ремонтом, плановым ремонтом нашей жилищной сферы в целом, в том числе и коммунальной.


– То есть проблема всеобъемлющая. Теперь у меня к вам вопрос не как к бывшему градоначальнику, а как к депутату Государственной Думы: есть ли пути ее решения, в том числе и на законодательном уровне?
– Есть. В 2008 году был положительный пример федеральной целевой программы капитального ремонта в многоквартирных домах. Тогда министром строительства и ЖКХ нашей республики был Марат Хуснуллин. Программа была пилотной, не все субъекты России вошли в нее. Мы же вообще стартанули, за год освоили двухлетнюю программу.
– На коллегии Минстроя заявили, что для того, чтобы реконструировать сейчас все сети в республике, необходимо 300 миллиардов рублей.
– Я думаю, даже больше. Пока это оценочные цифра. Когда мы подойдем к решению этого вопроса, будет совсем другая цифра.
– А где такие деньги-то возьмем?
– Я считаю, что мы должны сформировать федеральную целевую программу аналогично той, которая была и которая сейчас еще действует. Программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов показала результат на практике. На сегодняшний день мы отремонтировали в республике практически 90% многоквартирного жилья жилищного фонда.  То есть должна быть системная плановая работа по содержанию домов, сетей в том числе. Это должна быть целевая долговременная программа, рассчитанная на несколько лет. Мы должны сконцентрировать федеральные, республиканские и муниципальные средства и другие.
– Люди, в том числе и ваши избиратели, высказывают вполне справедливые опасения. А не ляжет ли на их плечи эта самая реконструкция сетей? Придумают какие-то дополнительные взносы, дополнительные коммунальные платежи. Есть такое опасение?
– Опасения жителей понятны, потому что, действительно, идет повышение тарифов, но на уровень инфляции. Эту позицию определил президент нашей страны Владимир Путин. И здесь жилищная и коммунальная сфера между собой конфликтуют. Как правило, тарифы на коммунальные расходы повышаются больше, а на жилищные меньше. С моей точки зрения, мы, депутаты Государственной Думы и от Республики Татарстан, отстаивающие интересы наших избирателей, занимаемся проработкой этого вопроса с профильными министерствами и Российской Федерации, и с Иреком Файзуллиным, и с нашим министерством, и другими ведомствами. Мы должны сформировать долевую программу, потому что финансовый вопрос большой. Еще раз подчеркну, долевую, аналогично той, которая реализуется на протяжении 15 лет в Татарстане по капитальным ремонтам многоквартирных жилых домов. Деньги надо формировать в бюджете не в одночасье, не в один год, а выстроить траекторию десятилетней программы или краткосрочной пятилетней программы. Но платежи жителей, конечно, не могут быть существенно больше тех, что оплачивают сейчас.
– Мы сейчас говорим о реконструкции сетей и больших деньгах, которые необходимы на это. Давайте еще раз уточним, откуда эти деньги появятся?
– Из бюджета.
– То есть это будут не частные инвесторы?
– Нет. Раис республики Рустам Минниханов на коллегии Минстроя и жилищно-коммунальной сферы говорил о том, что вопрос должен быть разобран комплексно, потому что в нем зашито не только физическое состояние сетей, их износ, но и правильное эффективное использование и поддержание через инвестиционные программы котельных, которые в какой-то период времени взяли на баланс или в собственность наши частные инвесторы.
– Айдар Раисович, большинство теплосетей принадлежит совершенно понятным структурам, которые получают, в том числе от нас как пользователей этих услуг, немалые деньги. Почему государство должно вкладываться в этот процесс?
– Раис республики об этом и говорит, что надо во всем этом разобраться. Это все сообщающие сосуды. Если тариф образования позволял и позволяет направить средства и сформировать инвестпрограмму, а собственник, частник неправильно, неэффективно направлял средства или вообще не направлял, то вопрос к нему, он должен это делать. Если же тарифы не позволяли, а в большинстве своем это именно так, потому что это сопряжено с большим объемом финансовых средств, потому что коммунальная инфраструктура очень дорогая. В этом во всем надо внимательно разобраться. И мы это сделаем.

На этой неделе в Казани произошли два прорыва трубы. Еще тысячи прорывов происходят по всей стране. Можно ли обозначить дату, когда прорывы будут сведены к минимуму?
– В ближайшее время их будет больше. Во всяком случае не меньше, это точно. И здесь это не есть неэффективная, плохая работа жилищно-коммунальных сфер. Это есть следствие всех тех длительных во времени периодов, в которые мы не могли или не обращали внимание на проблемы. Но в большинстве своем это просто отсутствие средств. Мы должны сейчас отложить все то, что было вчера, и заниматься сегодняшним днем.


Какое время потребуется на то, чтобы реконструировать все сети?
– Сначала надо поставить диагноз. Каждый прорыв трубы – это не просто труба. Это и ЦТП, и генерация, это большая цепочка процесса, в котором надо разобраться и принять правильное решение. Допустим, в Нижнекамске за период моей работы в качестве мэра мы не смогли перевести наши ЦТП на индивидуальные тепловые пункты. И ТП, к которым перешли уже и Казань, и Набережные Челны, это правильно. Это сегодня проблема номер один для Нижнекамска. И мы с городом, с республикой занимаемся сейчас поиском реальных решений, которые позволят в 2024 году эти изменения привнести. Это большие деньги.
То есть дальше нам предстоит сделать еще больше?
– Да, в коммунальной сфере. Коммунальная и жилищная сфера все-таки разные сферы, хотя безусловно взаимосвязаны. Мы сделали уже очень многое. И сейчас Марат Шакирзянович как вице-премьер занимается этим с профильными министрами, министерствами. А это еще раз говорю не только строительство, это финансы, это очень большая структура. Жилищно-коммунальной сфере нужны изменения. До нее руки не доходили многие-многие годы. Нужны комплексные системные решения, которые выведут эту сферу из негатива. Я считаю, что это задача решаемая, она требует финансирования, она требует усилий, она требует порядка, она требует того подхода, который сформирован у нас в Татарстане.
Айдар Раисович, синоптики вновь обещают циклоны и не менее снежные. Ваш прогноз как депутата, как экс-мэра, справимся?
– Справимся. Такие условия выдерживают далеко не многие. Европа загнулась бы, если бы у них были такие снегопады. Избиратели, жители, население правы в тех требованиях, которые они предъявляют, когда сталкиваются с отсутствием простых элементарных вещей, когда в доме должно быть тепло, горячая вода, холодная вода, безопасность, комфорт. Это нормально. Это наша ответственность как депутатов Государственной Думы обеспечить законодательные условия для реализации этих процессов.
Спасибо большое, Айдар Раисович!
– Спасибо!

Подписывайтесь на наши Telegram-каналYouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

 

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: