Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Зоозащитница из Казани: «Отстрелы бездомных собак не приведут к уменьшению их популяции»

Зоозащитница из Казани: «Отстрелы бездомных собак не приведут к уменьшению их популяции»

В преддверии Международного дня прав животных Эвелина Скрипочкина рассказала, соблюдаются ли в России их права, какие есть вопросы в реализации закона об ответственном обращении с животными и почему не решается проблема бездомных собак.

Здравствуйте, Эвелина! На этой неделе отмечается Международный день прав животных. Насколько это актуально? Ведь в мире еще не все понятно даже с правами человека.

– Правильнее сказать не о правах животных, а об обязанностях человека по отношению к животным. Потому что у животных обязанностей нет. Но у них есть право на жизнь.  И наша обязанность – относиться к ним бережно. Если мы говорим о дикой природе, то мы должны уважительно относиться к местам их обитания, не разрушать их.

– Эвелина, проблема, которая волнует большинство наших зрителей, – бездомные собаки. С одной стороны, есть люди, которые боятся диких собак, а есть зоозащитники, которые все время защищают эти стаи. Все думали, что золотая середина будет найдена, когда примут закон об ответственном обращении с животными, который был принят в 2018 году. Но, судя по всему, животных на улицах, не только не стало меньше, а как будто даже больше. Насколько он изменил ситуацию?

– Изменил. Животных на улице не стало больше однозначно, потому что они живут по своим биологическим законам. Есть такое понятие, как емкость среды – сколько прокормит территория, столько животных и будет. Больше их на этой территории не будет. Если даже появятся, то уйдут на другую освободившуюся территорию, или будут рождаться слабыми и умирать из-за развития каких-либо инфекций. Это законы природы, они свойственны для любой биологической популяции. Когда принимался закон об ответственном обращении с животными, законодатели услышали не только тех людей, которые жалеют животных и считают, что надо гуманно к ним относиться, но они еще услышали и ученых, которые сказали, что многолетние отстрелы не приводят к уменьшению популяции животных, они дают передышку на короткий срок. Но после этого снова идет всплеск рождаемости.

– Вы верно сказали, что была передышка. Сейчас ощущение, что никакой передышки нет. В соответствии с законом собак умертвлять нельзя. Их необходимо отловить, стерилизовать, прикрепить бирку и выпустить обратно на территорию, где они находились.

– Не всех. Больных собак, щенков, например, нельзя выпускать. Почему мы не видим такого быстрого эффекта? Потому что отсутствует контроль со стороны заказчика, муниципалитета за исполнителем этой работы. Это главная причина, почему проблема до сих пор не начала решаться. Понятно, что она не решится за год, два, для этого, как для решения любой проблемы, нужно время.

– Когда с чиновниками начинаешь говорить на эту тему, то их главный аргумент: «Закон есть, а денег у нас нет».

– У нас есть закон о бюджете Республики Татарстан. В бюджет заложены средства на содержание бездомных животных. На Казань, поскольку здесь больше жителей, выделяется больше денег – в этом году почти 30 млн рублей. На Зеленодольский район с этого года выделяется примерно 4 млн. В малочисленные районы 600-800 тысяч рублей.

– Вы как человек, который работает в этой системе, можете сказать, деньги доходят до адресатов или нет?

– Нас не допускают до проверок. Зато мы знаем другие факты. В Пестречинском районе в марте поступила заявка на отлов двух собак, жители добились того, что им даже показали видеозапись, как собак грузят в машину. Через три месяца одна из них нашлась в 60 километрах от места, где была отловлена, в другой деревне Пестречинского района. Вторая собака не нашлась. По словам жителей, они ее видели примерно в то же время, когда ее якобы отловили.  Что произошло? Индивидуальный предприниматель, с которым у Пестречинского района заключен договор на отлов собак, даже не довез ее до своего приюта в Ульяновской области. Он ее, естественно, не вакцинировал, не стерилизовал и просто выпустил через 20 минут после отлова. А денежку, согласно актам выполненных работ, а они все выкладываются на сайте госзакупок, он получил полностью.

– Эвелина, я как любой человек оцениваю ситуацию субъективно. Я хожу на работу пешком. И каждый день прохожу по территории, где обитает стая собак. И это, я скажу вам, достаточно страшно, потому что ты не знаешь, бросятся они на тебя или нет.

– У вас есть право обратиться в службу отлова, в исполком, сделать заявку. Приедут, собаку отловят, стерилизуют, посмотрят, стоит ее сюда выпускать или не стоит.

– Так вы же сказали, что вполне возможно, что ее просто отвезут за 20 км от нас, и она прибежит обратно.

– Это зависит от заказчика. Насколько я знаю, с 2020-го года в Казани достаточно жесткий контроль за исполнением работы службы отлова. Каждая жалоба проверяется.

– То есть этот закон, по вашему мнению, сработал в положительную сторону?

– В 2021 году мы делали запрос по количеству покусов и брали в сравнение количество покусов за пять лет до принятия закона. Их количество уменьшилось. Это не только наша статистика. Недавно было совещание со всеми регионами Общественной палаты Российской Федерации. В тех регионах, где закон действительно исполняется так, как должен, покусы снизились на большой процент.

– Сколько бездомных собак проживает в Казанской агломерации?

– В 2022 году в Казани их было около 4000. По словам биологов, это гораздо меньше, чем было раньше. Но, к сожалению, до 2022 года подсчет собак не проводился.

– А что делать с теми собаками, которых нельзя выпускать после отлова?

– Содержать в приютах.

– А у нас достаточно приютов для того, чтобы содержать 4000 собак? В Казани есть муниципальные приюты?

– Нет. У нас в республике нет муниципальных приютов. В Казани работает один частный приют. Он заключает договоры с властями Казани и несколькими близлежащими районами.

– Вы мне объясните про приюты. Почему Москве удалось полностью решить этот вопрос, а все остальные регионы страдают от стай бездомных животных?

– Потому что в Москве муниципальные приюты, некоторые отданы в управление организациям. А регионы не строят приюты.

– То есть, получается, что все-таки не хватает денег? 

– Никто и не считал, сколько нужно денег. Что значит не хватает? С точно таким же успехом можно сказать, что не хватает денег на строительство дорог. Но дороги же строим? Да. То есть надо просто серьезнее отнестись к этому вопросу. Этот вопрос важен больше не для животных, а для людей, причем для всех людей: и тех, которые боятся, и тех, которые жалеют животных.

– Эвелина, но денег в итоге достаточно?

– Я не знаю. Я не владею бюджетом республики. Но знаю, что из бюджета ежегодно выделяются деньги на отлов, стерилизацию, возврат. Их платят предпринимателям, которые выигрывают тендеры.

– А в чем тогда проблема?

– Отсутствие контроля. Я же вам сказала, за любым предпринимателем должен быть контроль. Он прописан в законе о госзакупках.

– Когда приняли закон об ответственном обращении с животными, многие специалисты, в том числе и правоведы, и зоозащитники, говорили о том, что он не совсем доработан, а механизмы его реализации не всегда понятны. Сейчас в закон были внесены изменения, и теперь регионы сами принимают решение, что сделать с бездомными животными. С инициативой выступили региональные власти Оренбурга. А что теперь поменяется в отношении животных?

– Ничего. Регионы имеют право выбрать один из двух вариантов – продолжать отлов, стерилизацию и возврат собак на места пребывания или проводить отлов и размещение животных в приютах. Право на убийство у регионов не появилось. В статье 17 данного закона четко прописано, что жестокое обращение при отлове и содержании животных не допускается. Она осталась без изменения, да. В статьях про отлов, про приюты теперь написано: «если иное не предусмотрено законодательством региона».

– А что это значит?

– В статье 18 ФЗ «Об ответственном обращении с животными» прописано, что должен делать регион: отловить, стерилизовать, возвратить на прежнее место обитания. Не возвращались только те животные, которых нельзя было возвращать – например, больные. Теперь в начале 18 статьи написано, что регионы должны делать это, если иное не предусмотрено регионом. То есть регион может предусмотреть иное, помимо отлова, стерилизации, – например, размещение в приюте.

-То есть, новых прав у регионов ужесточать нормы по отлову собак не появилось?

-Нет.

– А вам приходилось сталкиваться с догхантерами? Согласно определению, это люди, придерживающиеся взглядов о приоритетном праве человека проживать в безопасной для него окружающей среде. Вам не кажется, что люди идут на такое, потому что, действительно, власть не исполняет своих обязанностей по отлову, стерилизации и размещению животных в приютах?

– Это делают люди, у которых есть садистские наклонности. Потому что они снимают на видео страдания животных. У нас достаточно большое количество машин в городах, которые создают не меньшую опасность для населения. В год гибнет десятки тысяч людей под колесами машин. Вы видели хоть одного защитника прав на безопасную жизнь, прокалывающего колеса? Нет. Потому что он не увидит страдания машины, не увидит страдания владельца. Догхантеры – это больные люди.

– Я был в нескольких частных приютах в разных регионах нашей страны, некоторые из них произвели на меня жуткое впечатление. Порой кажется, как бы это жестоко не звучало, что усыпить собаку лучше, чем проживать ей в таких условиях. Почему приюты в таком состоянии?

– Вы бывали в общественных приютах, созданных на пожертвования. То есть это те приюты, которые люди создали по своей инициативе. Надо помогать этим приютам, чтобы там создавались лучшие условия. Комплексно решать эту проблему – приводить в соответствие с законом содержание животных владельцами, пропагандировать стерилизацию, вести просветительскую работу, тогда и брошенных животных будет меньше. Стерилизация уличных собак должна дать свой результат в ближайшие годы. Если не будет выброшенных животных, если мы будем более ответственными, то в этих приютах будет небольшое количество собак. Тех пожертвований, которые будут делать люди, вполне хватит для того, чтобы достойно их содержать.

– Дайте мне совет как простому жителю. Если в моем микрорайоне бегает стая собак, у которых нет бирок, которые страшно кидаются на людей, мне звонить в муниципалитет, в администрацию района, и в результате, что я получу и в какой срок?

– В течение трех дней должны среагировать. Если ничего не происходит, писать заявление в прокуратуру на неисполнение закона.

– После всех моих заявлений, писем и обращений я вышел на улицу, и эта стая собак меня покусала. Кто несет ответственность?

– Муниципалитет.

– То есть я все свои издержки перекладываю на муниципалитет через гражданское судопроизводство?

– Да.

– А сколько случаев таких вы знаете?

– Не знаю. Потому что нет такой правовой практики. В каких-то регионах есть люди, подают иски в суд. В итоге признают виновным именно муниципалитет, потому что он не организовал должным образом исполнение этого закона.

– То есть, может быть, если было бы больше таких обращений в судебные органы людей, пострадавших от бездомных собак, то ситуация менялась более быстро?

– Да.

– Потому что, когда отвечаешь рублем, своим личным или бюджетным, то ты уже думаешь, как быстрее все нормы закона внедрить в жизнь.

– Посмотрите, например, когда некоторые районы объявляют тендеры на отлов. В соответствии с законом о госзакупках проводится тендер. Кто-то начинает выставлять конкурс и техническое задание уже в ноябре. Кстати, Казань контракт и техзадание уже подготовила, по-моему, даже выставила. А некоторые районы республики делают это в конце января. То есть в декабре закончится действие контракта, например, за 2023 год. И на 2024 они выставят только в конце января, в феврале, в марте. Но собаки же не будут ждать, когда их отловят. Они в это время будут сбиваться в стаи, они могут кого-то покусать. Эта работа должна вестись постоянно.

– То есть наша задача как общественников, как журналистов, повлиять на чиновников, чтобы они более четко подходили к решению тех проблем, которые ставятся перед ними в обществе?

– Да, чтобы они более серьезно отнеслись к этому вопросу. Еще раз говорю, это не вопрос собак, это вопрос людей.

– В октябре этого года в Госдуму был внесен законопроект о запрете использования животных в цирке. По вашему мнению, насколько это актуально?

– Мы живем в такое время, когда уже фильмы снимают в космосе. Наверное, цирки с животными как бы устарели. Навряд ли детишек удивишь фокусами, которые вытворяет мишка или слон.

– Как вы думаете, этот законопроект будет поддержан или его снимут с обсуждения?

– Очень сложно предугадать, как поведут себя депутаты, чьи интересы возьмут верх. В Европе во многих странах давным-давно запрещено использование животных в цирке. В Англии этот закон был принят то ли в 2010 году, то ли в 2008, но там было четко написано, что он вступает в силу через 8-10 лет. То есть циркачам давалось время пристроить животных, построить какие-то заведения для того, чтобы их можно было поместить туда.

– Есть такое мнение, что зоозащитники — это люди, которые, если дать им волю, запретят держать и коров на фермах. Можно ли найти компромисс между усердием в обеспечении прав животных и здравым смыслом?

– Почему такое однобокое представление о зоозащитниках? Есть много зоозащитников, которые едят мясо. Я не ем мясо, я вегетарианка, но я никого к этому не призываю. Среди зоозащитников тоже есть люди, которые не требуют закрывать фермы. Да, есть категория зоозащитников, которые «за» закрытие ферм. Но мы, например, понимаем, что это нереально, что в какой-то период существования нашей планеты, человечества, мы начали есть мясо и едим мясо, пьем молоко. Поэтому это зависит от каждого человека, от каждого зоозащитника.

– Нет, но после каждого резонансного случая, о которых мы с вами сегодня много говорили в течение беседы, всегда возникают две стороны. Люди, которые переживают за себя и своих детей, пытаются уберечь их и себя от агрессивных животных. И есть зоозащитники, которые достаточно агрессивно порой отстаивают права животных. А можно ли прийти к консенсусу?

– К этому компромиссу пришли, приняв закон в 2018-м году. Нам бы очень хотелось, чтобы все собачки жили в семьях. Но для этого нужно пройти определенные действия. Воспитать ответственное поколение, то есть ввести просветительские программы, ввести ответственность владельцев за выброс животных. Сейчас нет обязательной регистрации домашних животных, поэтому трудно установить, чья собачка оказалась брошенной. Также нужно пропагандировать стерилизацию животных, чтобы ненужное потомство не выбрасывалось на улицу. Правильно, как это предполагает закон, проводить программу отлова, стерилизации и возврата собак. Когда все это будет комплексно реализовываться, проблема будет решаться.

– То есть все будет хорошо?

– Да, конечно. Сейчас в госполитике сделан приоритет на гуманный вектор развития. Милосердие и гуманность – это одни из наших основных традиционных духовно-нравственных ценностей, которые защищаются, сохраняются и укрепляются даже указом президента. Все законы, которые принимаются, и вся работа, которая ведется в стране, направлены на гуманные решения проблемы, с учетом того, что в этом заинтересованы прежде всего люди.

– Главное, не забывать, что мы ответственны за тех, кого приручили.

– Да. И не забывать, что всегда можно найти правильные, хорошие, добрые решения, которые не будут никому вредить.

– Спасибо большое, что пришли к нам в студию! Будем надеяться, что права животных будут соблюдаться!

– Спасибо! Будем надеяться, что у нас все-таки наступит гармоничное существование людей и животных.

Подписывайтесь на наши Telegram-каналYouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: