Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Врач-психотерапевт Римма Набиуллина: «Не все, кто долго живет браке, счастливы»

Врач-психотерапевт Римма Набиуллина: «Не все, кто долго живет браке, счастливы»

Доктор медицинских наук рассказала о проблемах семьи, детской жестокости и разводах.

– Римма Рафаэльевна, здравствуйте! Что ни день, то приходят новые сообщения о вопиющих случаях детской жестокости. В Набережных Челнах в интернате подростки избили более младших ребят. А в одном из микрорайонов Казани дети 5-6 лет ожесточенно избивают своих сверстников. Что происходит с детьми?

– В первую очередь всё идет из семьи. В семье закладывается личность. Только в семье, где ребёнок сталкивается с проявлением насилия, эмоционального, физического или любого другого прививаются такие элементы жестокости. Особенно если в семье есть люди, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками. Под воздействием этих веществ всё подавленное проявляется в виде насилия.

– Вы хотите сказать, что 5-6–летние мальчики избивали своего сверстника именно потому, что их бьют в семье? Они выглядели вполне социально адаптированными детьми, которые, судя по всему, просто самоутверждались.

– Может быть такое, я не знаю этих детей и не видела кадры, но могу сказать как психиатр, как психотерапевт, что у них могут быть также какие-то психические отклонения. Ни для кого не секрет, что количество случаев таких заболеваний, как аутизм, задержка психического развития и других психических расстройств, растут. Не только у нас. Кроме того, могут быть нарушения в эмоциональной сфере, когда у ребенка нет эмоционального интеллекта и он не чувствует, что другому больно. Бывает, что у самих родителей проблемы с этим. Есть понятие алекситимия, когда человек не может осознавать свои чувства и называть их. Для него есть два чувства: нормально или нет.

– А эмпатии становится больше или меньше в нашем обществе?

– Мне бы не хотелось говорить о средней температуре по больнице. Эмпатия и ощущение счастья связаны. Счастливые люди больше склонны к альтруизму и эмпатии, чем несчастные. Есть семьи, где с любовью развивают ребенка, занимаются с ним и находят для него время, а есть дети, от которых родители откупаются. Им не уделяют внимание и личное время. Они не чувствуют от родителей любви. Им покупаются какие-то дорогие игрушки, подарки, ребенок сыт, обут и вроде как должен быть благополучен. Но дело в том, что, в семье, где нет мира, взаимопонимания, взаимоуважения, любви родителей друг к другу, нет гармоничных взаимоотношений с ребенком.

– В любом случае все дети, в какой бы семье не росли, большую часть времени проводят со смартфоном. Это плохо или хорошо?

– Это зависимость, она имеет множество характеристик. Есть такое понятие, как клиповое мышление. Это означает, что человек не в состоянии переваривать какие-то объемы информации, читать толстые книги, которые читали мы. Я не говорю, что сейчас все дети такие, но большинство точно. Всё, что сложно ребенку по восприятию и длиннее 30 секунд, он не понимает. Мышление людей меняется. В некотором смысле идет деградация.

– С другой стороны, это же данность. Мы с вами думаем, что идет деградация. А с точки зрения будущих процессов, может быть, наоборот, эволюция?

– С одной стороны, может, это эволюция, если при этом существует нормальная обстановка в семье, нормальные взаимоотношения родителей друг с другом и с ребенком, когда его слушают, когда с ним обсуждают какие- то вещи. Когда дети могут что-то рассказать родителям, не боясь, что их не поймут и накажут.

– С другой стороны, сколько ни скажи слово халва, во рту слаще не становится. В данном случае, если говорить «это хорошо, а это плохо», то не факт, что тебя послушают.

– Вы совершенно правы. Есть личный пример. Прекрасно отражает суть пословица, где говорится, что воспитывать ребенка собственным примером – не лучший метод, а единственный. Если ребенок видит, как поступает его родитель, он будет поступать так, как он увидел, а не так, как ему говорят. Если вы скажете своему ребенку: «Не кури, сынок, это вредно, посмотри, как я кашляю». Но сами будете курить, уговоры на него не подействуют.

– Вы считаете, что всё исходит из семьи?

– Формирование характера и личности ребенка с закладкой убеждений, сохранением воспоминаний, отношения к жизни начинается, когда он находится в утробе матери. Есть генотип и фенотип. Генотип – это то, что ген определяет, а фенотип – то, что среда определяет. Например, на ребенка влияет то, как его мама себя чувствовала беременной или уже после его рождения.

Психика младенца формируется, когда он еще не умеет разговаривать и у него могут возникнуть так называемые довербальные травмы, когда ребенок еще и сказать не может, но уже запоминает свои состояния. Раньше был популярен доктор Бенджамин Спок. Он писал в своих книгах, что не надо подходить к ребенку, когда   он плачет, дать проплакаться перед засыпанием, даже если он плачет до рвоты, мама должна выйти из комнаты, не надо баловать его. И получается, что у ребенка, который звал маму, плакал до посинения, а к нему не подходили родители, отложилось в сознании, что этот мир небезопасный и жизнь в нём не сахар. Дети, выращенные по этим принципам, получают психологическую травму, им сложнее доверять другим людям, в будущем они становятся более закрытыми.  Доктор Спок в конце жизни признался, что был холоден со своими сыновьями, мало обнимал и целовал их. Его жена признавалась, что в семье не было тепла, а дети вспоминали отца, как тирана. Современные исследования показывают, что самостоятельное засыпание «по Споку» нарушает привязанность между матерью и ребенком, поэтому его лучше не использовать. Целое поколение выросло на его книгах.

– Получается, что у тех, кто воспитывался по доктору Споку, а он действительно был очень популярен, эмоциональный интеллект мог и не выработаться?

В общем понимании эмоциональный интеллект рассматривается как способность работать с эмоциями и проявлять эмпатию. Сюда относится умение распознавать эмоции, признавать отрицательные и положительные чувства, отделять персональное восприятие от наглядных фактов, управлять собственными и чужими эмоциями. Человек, который воспитывался без тепла, понимания и мягкости в детстве, решает, что он никогда не будет действовать со своими детьми, как его мама или папа. А потом эти люди приходят ко мне и говорят, что вдруг замечают, что сами реагируют и действуют, как их родители.

– Это генетика?

– Нет, это не генетика, это то поведение, которое они видели и впитали. Те травмы, которые на них оказывают влияние.

– А насколько психотерапевт может изменить поведенческие функции человека?

– Психотерапия на сегодняшний день обладает эффективными и мощными инструментами, при помощи которых можно максимально нейтрализовать воздействие негативных факторов. Это воздействия и родителей, и школы, и детского сада. Там мог быть буллинг, конфликты, травмы, когда с ребенком происходило что-то ужасное, например, он подвергся насилию. Такая крайняя степень травмированности человека со своей клиникой и симптомами называется посттравматическим стрессовым расстройством. Оно наблюдается, когда происходит глубокое повреждение психики человека. Даже это психотерапия в состоянии корректировать. Психотерапия эффективна для лечения эмоциональных расстройств, психосоматических заболеваний, дисгармонии в семье, зависимостей и много другого.

– По вашему мнению, жестокости в обществе, в том числе и среди детей, становится больше или в обществе это неизменная величина?

– Пропаганда жестокости есть даже в современных мультиках. Когда человек впервые сталкивается с насилием, он расщепляется на тирана и жертву. Когда он вырастает, ему предстоит либо самому терпеть, то есть над ним будут издеваться одноклассники, он будет создавать такие отношения, где будет терпеть издевательства, унижения и насилие. Либо он сам превратится в тирана. Какая из сторон проявится, зависит от очень многих факторов.

Я, допустим, консультировала подростка, спокойного мальчика. Над ним издевался другой подросток, который настолько перешёл все границы, что у того закончилось терпение, и он очень сильно избил своего обидчика. Как будто это жестокость. Но откуда агрессия у того ребенка, который его буллил?

– Получается, зло порождает зло?

– Конечно. Ребёнок, который видел зло от взрослых фигур и не мог им дать отпор, не может себя защитить. Он находит потом того, на кого сливает зло.

– С другой стороны, мы не можем создать для любого ребенка вакуум, обеспечить ему комфортную идеальную жизнь? Он все равно будет сталкиваться с проявлениями жизни во всех ее аспектах, а там есть жестокость.

– Совершенно верно. Мы приходим к необходимости психотерапии. Если человек цельный, у него высокая самооценка, он самодостаточный, гармоничный, даже если у него были какие-то детские травмы, но он их исцелил, тогда этот человек, если даже сталкивается с какой-то жестокостью, может находить нормальные способы взаимодействия с этим.

– Римма Рафаэльевна, вы доктор наук, психотерапевт, профессор. Дайте, пожалуйста, три совета, как воспитать хорошего человека.

– Во-первых, нужно заняться собой, своим внутренним психическим состоянием. Представьте, что может дать ребенку злой, неуверенный в себе человек. Во-вторых, сделайте так, чтобы в вашей семье были гармоничные и любящие отношения. Потому что только в этих условиях может вырасти здоровый, счастливый человек. Это база. В-третьих, это любовь к своему ребенку. Относитесь к нему с уважением и интересом. Необязательно проводить с ним целый день, но находить хотя бы час времени, когда ты можешь с интересом пообщаться со своим ребенком, важно. В том числе для того, чтобы фигура родителя была для него авторитетом. В подростковом возрасте обычно родители с этого пьедестала сходят и нужно выстраивать отношения так, чтобы и в подростковом возрасте, когда у ребенка кризис, вы оставались для него авторитетом, чтобы вы могли подсказать ему что-то.

– Римма Рафаэльевна, сказать просто, но на деле остаться авторитетом значительно сложнее.

– Работа над собой. Я считаю, что хорошие психологи и психотерапевты могут помочь взрослому человеку разрешить те вещи, с которыми он сам не справляется. Уровень зависимых от алкоголя, наркотиков и другого говорит о том, что люди не справляются. Потому что любая зависимость – это просто нездоровые способы справиться с трудностью.

– Вы сказали, что очень важны гармоничные отношения в семье. Последние данные говорят о том, что разводы увеличиваются, а количество браков сокращается. Чем вы это можете объяснить?

– Если человек в своей семье видел дисгармоничные отношения, то у него есть свой собственный сценарий. Сценарий тех отношений, как папа с мамой относились друг к другу, какое отношение было к нему, как он привык себя чувствовать в семье. Человек, вырастая, повторяет это в своей семейной жизни. Получается, если человек со своими тараканами вступает в отношения с другим человеком, у которого тоже свои тараканы, очень сложно бывает строить гармоничные отношения.

– А каким образом увеличивается количество разводов? При условии, что мы на себя проецируем только жизнь родителей.

– Вспомните, как в советское время регулировались отношения, партия не одобряла разводы. Она следила за нравственностью. Я не могу сказать, что этот способ был лучшим, потому что внутри семьи гармонии не было, а получается, был запрет. Потом во многих тоже религиозных конфессиях появился запрет на развод. И получается, что жили по принципу: «Стерпится, слюбится».

– Нет, но, с другой стороны, всегда был страх, что ты занимаешь какую-то должность, и на тебя могут написать в партком. И ты уже думаешь, надо ли тебе заводить любовницу, разводиться. Человек имел ограничения. Сейчас они сняты.

– Во-первых, ограничения сняты. Во-вторых, сейчас молодые люди могут жить без брака. Это никак не порицается. Это норма, когда люди не женятся, а живут вместе. Когда наши родители были молодыми, это был позор. Сейчас эти вещи меняются. Если можно так жить, то зачем брать на себя ответственность? А для людей расписаться – это взять на себя ответственность.

– Но те, кто вдруг решили взять ответственность за другого человека и связать себя узами брака, почему разводятся?

– Вы уже сказали, что раньше удерживали разные ведомства, сейчас, если им плохо, то надо идти к семейному психотерапевту и работать над собой.

– А как же любовь?

– Любовь – это база, которая нужна. Но если нет понимания, взаимоуважения, если нет каких-то основ, то это ненадолго. Некоторые живут в браке по 30-40 лет просто потому, что они не развелись. Я как психотерапевт вам говорю, не все те, которые долго живут и жили в браке, были счастливы.

– Может быть, это и неплохо.

– Может быть, и неплохо, а может быть, и нехорошо. Дети, которые в этих семьях росли, видели постоянные скандалы, побои.

– А почему вы думаете, что в тех семьях, которые вы перечислили, такое было?

– Я психотерапевт, поэтому я такое вижу чаще. Ко мне не приходят, чтобы показать, как счастливо живут. Ко мне приходят, когда есть проблемы. Взрослые люди рассказывают мне про детство, которое у них было. И получается, те люди жили давно, не сейчас. Я не могу сказать, что тогда было всё очень гармонично.

– Дайте, пожалуйста, совет, как сохранить гармоничные отношения и жить по формуле: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Такое возможно?

– Я верю в то, что такое возможно. Но есть условия: мы любим себя, относимся к себе с уважением и делаем всё, чтобы наш партнер тоже чувствовал себя любимым рядом с нами. Прочитайте книгу «Пять языков любви». Очень простая и понятная книга, она есть в интернете. Там рассказывается про то, что каждый человек чувствует любовь по-своему. И поэтому в отношениях нужно говорить на языке, понятном твоему супругу или супруге, твоим детям и близким. Мне одна девушка говорит: «Ой, мой муж был бы счастлив, если бы я ему много раз говорила, что люблю его, но мне это не подходит». Но если твой мужчина хочет слышать слова любви, а тебе это не подходит – это как? Любовь, как цветок – требует ухода. Поэтому, если мы работаем над отношениями, развиваемся, даже если не идем к психотерапевту, хотя бы читаем книги, находим какие-то решения – уже хорошо. Если не справляемся, обращаемся за помощью к профессионалам.

– Сейчас у нас в стране активно пропагандируются традиционные ценности. Это может помочь укрепить институт брака?

– Я надеюсь. Воспитание личности всегда важно. Если даже это делается на каком-то высоком государственном уровне.

– Вы сказали, что прежде всего личность воспитывается в семье. Но насколько могут оказать влияние в формировании личности человека образовательные учреждения, общественные организации?

– Конечно, там тоже свой вклад вносится. Человек – существо биопсихосоциодуховное. Мы формируемся на самых разных уровнях, и это все на нас влияет. Например, на нас оказала влияние вся наша родовая система. Те вещи, которые происходили с вашими прабабушками, прадедушками, влияют сейчас. Те негативные вещи – страхи, убеждения, – которые заложены в личности человека из его семьи, если не будут исцеляться, то станут ограничением. Образовательные учреждения и общественные организации – это социальный уровень, который несомненно на нас влияет.

– На ваш взгляд, тенденция с увеличением количества разводов сейчас продолжится?

– Я думаю, что всё будет хорошо и гармонично. Сейчас эпоха Водолея. Такое понятие, как духовность выходит на первый план. Я верю, что ценности, которые мы сейчас развиваем, находятся на пьедестале – любовь, доброта, великодушие. Это то, что победит.

– На этой оптимистичной ноте и закончим. Спасибо большое вам за интервью!

– Спасибо!

Подписывайтесь на наши Telegram-каналYouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: