Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Профессор КФУ Ольга Тимофеева: «Гендерный шовинизм в науке имеет место быть»

Профессор КФУ Ольга Тимофеева: «Гендерный шовинизм в науке имеет место быть»

Доктор наук рассказала, почему ученых мужчин больше, чем женщин, изменилось ли отношение к науке в современном мире, а также раскрыла, на каком оборудовании работают ученые КФУ.

— Ольга Арнольдовна, здравствуйте! На этой неделе у Вас двойной праздник. Во-первых, День российской науки, а, во-вторых, Международный день женщин в науке. Второй день был создан ЮНЕСКО с целью обеспечение полного и равного доступа в науку женщин. Как Вы расцениваете это разделение по гендерному признаку?

Здравствуйте! Когда Вы мне задали этот вопрос, я задумалась, потому что сама такими вопросами никогда не задавалась и, проанализировав имеющиеся данные, пришла к выводу, что действительно некий гендерный шовинизм в науке имеет место быть. Я ради интереса посмотрела академиков наук СССР.  Много ли среди них было женщин? Я вспомнила и нашла Наталью Бехтереву, физиолога. Еще есть Раиса Георгиевна Бутенко – тоже чуть ли не единственная членкор Академии наук СССР.

— С чем это связываете? Почему мужчин в науке больше?

— Безусловно, мужчин больше. Если говорить про математику, физику, то в общем-то женщин в этих областях науки особо нет. В основном они трудятся в области биологии. А биология на стыке с медициной. Даже работы Каролин Бертоцци, ставшей лауреатом Нобелевской премии в 2022 году, связаны с лечением онкологических заболеваний.

Почему женщин больше в биологии и медицине? Мне кажется, что это может быть связано со спецификой науки и природой жизни. Биология, медицина — это науки о жизни, а женщина все-таки – продолжательница рода и жизни.

— Еще одно мнение, которое рассказали мне знающие люди заключается в том, что женщинам значительно сложнее делать карьеру в науке, потому что когда мужчина-учёный женится[АН1] , он лишает себя бытовых проблем. Когда женщина-ученый выходит замуж, то для нее эти проблемы становятся основными. Они отнимают время от науки.

 — В какой-то мере это действительно так, но почему они отнимают больше времени у математиков, чем у биологов? Безусловно, женщине в науке сложнее. Мне кажется, это связано не столько с бытовыми проблемами, о которых Вы говорите, а с тем самым продолжением рода. Женщина, уходя в декрет, погружается в детей и невольно отвлекается от научных изысканий. Возвращаться спустя три года тоже непросто. Наука за эти годы далеко шагнула вперед. Надо много наверстать, и в этом отношении ей значительно сложнее.

— Ольга Арнольдовна, расскажите об атласе лекарственных растений, который Вы создали. Как я понял, Вы выяснили, в каких регионах республики произрастают растения с максимально полезными свойствами?

— Да, это действительно так.

— Зверобой, собранный в одном регионе Татарстана, не настолько полезен, как в другом, правильно? Раскройте, пожалуйста, секрет. В каких районах республики, лучше всего собирать лекарственные травы и растения?

— Очень важный фактор – освещённость. Поэтому лекарственными свойствами больше обладают растения, собранные в лесостепной зоне. Это Спасский и Альметьевский районы. Если нет возможности поехать туда, вы собираете растения в нашей полосе, лучше делать это на опушке леса.  

— Ваш атлас достаточно внушительных размеров. Неужели у нас произрастает так много лекарственных трав?

— Вы удивитесь, но это действительно так. По количеству я Вам точно не смогу сказать, но большая часть этого атласа – сборник тех лекарственных растений, которые произрастают в Татарстане. Я хочу обратить внимание, что есть лекарственные растения, относящиеся к официальной медицине, так называемые фармакопейные растения, а есть растения народной медицины, которые туда не входят, но обладают многими лекарственными свойствами. В этом атласе мы собрали фармакопейные растения, растения народной медицины, растения, которые произрастают по всему Татарстану (ромашка, зверобой), а также редкие растения (живокость клиновидная).

— Мне сказали, что Вы лечитесь исключительно лекарственными травами и предпочитаете не использовать средства фармакологии? Где Вы собираете эти растения?

— Да, верно, и это помогает. Я родом из Закамья, а там лесостепная зона, поэтому мне часто удается собирать там растения. Но я люблю использовать различные сборы, в том числе крымские.

— Сейчас у нас вспышка ОРВИ и гриппа. Какие сборы, какие растения, которые произрастают в Татарстане, Вы бы порекомендовали?

— Зверобой и душицу. Сильными антибактериальными свойствами обладает шалфей, хотя хочу заметить, что шалфей как лекарство в природе не растет. Его выращивают только в искусственных, специально посаженных участках. У нас есть другие виды шалфея, они тоже обладают антибактериальными свойствами. Также советую ноготки и ромашку. Тысячелистник и пижму лучше использовать для желудочно-кишечных заболеваний. Поэтому собирайте то, что у нас есть, заваривайте, пейте, и будет вам счастье.

— Ольга Арнольдовна, давайте поговорим в целом о российской науке. Как она себя сегодня чувствует? Изменилось ли отношение к науке? Ведь все мы помним времена, когда было тяжело, и многие ученые, работники исследовательских институтов уходили и занимались челночным бизнесом.

— Я помню, о чем вы говорите. В 90-е годы кто-то уехал за границу, кто-то пошел в челночный бизнес. Из научных конференций действительно выпало поколение ученых из 90-х. Сейчас идет резкое расслоение – либо молодежь, либо старшее поколение. При этом молодежь сейчас очень талантливая. Изменилось и отношение к науке. За последние десять лет даже в нашем Казанском университете после того, как он стал федеральным, произошли колоссальные изменения. Мы закупили современное импортное оборудование. Например, год назад мы купили анализатор газообмена для изучения газообмена растений за 10 млн рублей. Начиная с 2010 года, идут регулярные закупки. Наука обновилась, поэтому молодежи есть на чем работать.

— Вы сказали, что сейчас оборудование российской науки, по крайней мере в КФУ, на высоком мировом уровне. Наверное, наша страна и граждане ждут от науки и результатов? Чтобы на этом оборудовании делались какие-то открытия, причем не просто теоретические, а имеющие практический и прикладной характер?

— Безусловно. Медицина в КФУ тоже появилась 10 лет назад, примерно в те же времена появился и наш институт – Институт фундаментальной медицины и биологии. Поэтому много исследований у нас идет на этом стыке. Все свои биологические наработки мы прежде всего перерабатываем для использования в медицине. Если вы посмотрите новости университета, то там таких открытий, достижений довольно немало.

— Тема Вашей диссертации звучит так: «Лектины как активные компоненты адаптивных реакций озимой пшеницы к неблагоприятным условиям среды». Сейчас говорят, что в виду санкций возникают кое-где проблемы с земляным фондом. Достаточно ли у нас пшеницы, семян, чтобы всех прокормить? Мы же отправляем всё в Египет на корм скоту.

 — Есть мягкие и твердые сорта пшеницы. То, о чем вы говорите, — это мягкие сорта. Как я знаю, проблемы с твердыми сортами есть. Мы работали с местными сортами пшеницы, которые выведены здесь нашими казанскими селекционерами. Это мягкий сорт, но он зачастую используется как фуражный.

 

— Если вдруг из-за границы не будут присылать никаких семян и необходимых элементов, мы сами справимся?

— А куда мы денемся? Справимся, конечно.

— Ольга Арнольдовна, будущие большие открытия все-таки за мужчинами или женщинами?

— Будущие большие открытия за наукой. Я считаю, что это разделение не совсем правильное. Я уже говорила, что женщине труднее пробиваться в науке, но это объективные причины. Не от того, что их зажимают и не дают работать. По крайней мере, я могу это сказать про нашу медико-биологическую науку. Я не знаю, какие отношения у физиков и математиков, у тех же экономистов в конце концов, но в нашей науке такого гендерного разделения нет.

— Даже в любой другой профессии, по данным статистических исследований, всегда говорят, что женщине труднее, чем мужчине, потому что любой начальник всегда на более важную позицию выбирает представителя мужского пола. Вы с этим не сталкивались?

— Нет. Может, потому что моими руководителями были женщины.

— Вам повезло! Ольга Арнольдовна, я желаю Вам больших успехов и в Вашем лице всем ученым женщинам нашей республики. Поздравляю Вас с праздником и Днем женщин в науке! Спасибо большое!

— Спасибо!

Подписывайтесь на наши Telegram-каналYouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: