Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Эдуард Нагуманов: «Если бы мы жили бесконечно, то каждый из нас дожил бы до своей онкологии»

Эдуард Нагуманов: «Если бы мы жили бесконечно, то каждый из нас дожил бы до своей онкологии»

Главный онколог Минздрава РТ рассказал о главных причинах возникновения рака, современных способах лечения онкологии, а также о том, как сексуальное поведение может влиять на развитие болезни.

— Эдуард Вильданович, здравствуйте! Вы представляете ту специализацию медицинской науки и практики, представителям которой пациенты ходят без особого удовольствия. Почему так происходит?

— Когда люди становятся пациентами, у них возникает определенное психологическое состояние, связанное со страхом, с неуверенностью в завтрашнем дне. И в этой связи визит в онкологический диспансер – не самое приятное событие.

— Почему до сих пор слова «онкология» и «рак» вызывают панический ужас?

— На самом деле онкологическое заболевание до сих пор является серьезной проблемой. Это связано и с запоздалой диагностикой в запущенных стадиях, тяжелым течением и длительным лечением, различными осложнениями и возможностью возврата заболевания после лечения и летальными исходами. В то же время, те возможности, которые появились в последние десятилетия, дают повышенные шансы излечения у многих людей в первую очередь, у которых заболевания были выявлены на ранних стадиях, и, соответственно, проведен весь комплекс лечебных мероприятий.

— Онкологические заболевания являются второй причиной смертности в стране. Почему, несмотря на все усилия, не удается снизить этот показатель?

— Потихоньку заболеваемость и смертность растут и будут расти дальше. Например, в ряде западных стран заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований занимает первое место.

— То есть влияет продолжительность жизни?

— Совершенно верно. Чем мы дольше живем, тем выше риски развития рака. Если бы мы жили бесконечно, то каждый из нас дожил бы до своего онкологического заболевания. Здесь мы должны вспомнить о причинах самого онкологического процесса. Раковая клетка – это та клетка, которая в процессе селекции получает потенциал бессмертия. Но в процессе борьбы за свое бессмертие, она разрушает макроорганизм, в котором находится. То есть, получив бессмертие и являясь агрессором внутри нашего организма, она доводит до летального исхода сам организм.

— Как обстоят дела с онкологическими заболеваниями у людей среднего и молодого возраста? Есть ли рост или снижение?

— Это достаточно стабильные цифры. По ряду нозологических форм рака регистрируются незначительные увеличения заболеваемости. В первую очередь это связано с тем, что в последние годы в системе здравоохранения имплементируются скрининговые технологии, которые как раз нацелены и на трудоспособное население среднего возраста. Это скрининговые технологии по ранней диагностике рака молочной железы –  всем известная маммография. Также цитологическое исследование биоматериала из шейки матки, то есть речь о раке шейки матки. Анализ кала на скрытую кровь – колоректальный рак. Эндоскопическое исследование верхнего отдела желудочно-кишечного тракта – пищевод, желудок. Вкупе возможность использования этих технологий позволяет выявлять более 50 % всех видов злокачественных новообразований, в том числе скрытые, бессимптомные формы рака.

— А так ли легко воспользоваться скрининговыми технологиями?

— На сегодняшний день это достаточно простые, но эффективные способы выявления ряда нозологических форм рака о которых мы говорили. То есть сам по себе рак – это объединение многих видов онкологических заболеваний, их более сотни. А нозологическая форма – это один вид злокачественного новообразования, выделяемый по принадлежности к органу или ткани, например, рак желудка – одна нозологическая форма, рак прямой кишки – еще одна форма.

— Но люди же не болеют всеми формами сразу.

— Верно. Рак – это объединяющее наименование группы онкологических заболеваний.

Профилактические программы, в том числе и диспансеризация определенных групп взрослого населения, проводятся в зависимости от возраста и пола. Есть определенные моменты, связанные с применением той или иной технологии. Недавно я сам прошел диспансеризацию по месту жительства, действительно было интересно, как работает первичная сеть. Мне завели карту диспансерного наблюдения и порекомендовали, что в связи с возрастом и полом надо пройти определенные обследования. Это, соответственно, снижает риски выявления рака на запущенных стадиях.

— А какие причины развития рака? Многие же говорят, что у нас плохая экология, что питание – это сплошные консерванты и канцерогены.

— Канцерогенез – процесс трансформации нормальных клеток в опухолевые, это сложный, многоуровневый процесс. Итогом влияния различных канцерогенных факторов, является поломка гена или его мутация. Факторов, которые способствует этому, достаточно много. Если их ранжировать по своему влиянию, то ведущими будет неправильное питание и курение. Далее идут различные инфекционные процессы, географические факторы, загрязнение окружающей среды, профессиональные вредности на производстве, а также алкоголь и избыточный вес. Нужно сказать и о сексуальном поведении, как о факторе способствующем повышенным рискам развития рака половых органов как у мужчин, так и у женщин. В частности, в зависимости от страны, заболеваемость раком шейки матки  отличается двадцатикратно. Чем выше уровень социального обеспечения, цивилизованности популяции, тем ниже заболеваемость раком шейки матки. Наличие инфекций за счет бактериальных или вирусных агентов вызывает негативное воздействие на ткани, которые в последующем реализуются в виде мутации генов и переходом в канцерогенез.

— Но мы стали сейчас жить намного дольше, несмотря на экологию и питание, где есть консерванты и прочее.

— К примеру, возьмем рак желудка. В этой нозологической единице наблюдается снижение заболеваемости. Это связано, в первую очередь с тем, что в свое время были налажены системы контроля и мониторинга за нитратами, нитритами, хранением продуктов, а также снижение уровня использования продуктов питания в маринованном виде. То есть эти факторы позволили снизить нагрузку на слизистую желудка. В тоже время, появились методы диагностики и лекарственного лечения язвенной болезни желудка, которые также оказали значимое позитивное влияние.

— Получается, нельзя есть маринованные овощи?

— Их можно есть, но это не должно являться основным продуктом питания, так же, как и фастфуд. Если ты съел один раз, от этого ничего не случится. По сути котлета, капуста и булочка – ничего необычного, но если это входит в практику как основной режим питания, то высококалорийная, жирная пища с красным мясом в результате формирует определенный метаболизм в кишечнике, определенный микробиоценоз с формированием эндогенных токсинов, которые как раз являются факторами канцерогенеза слизистой, ободочной и прямой кишки.

— Многие, когда узнают, что у них онкология, просто теряются и обессиливаются. Что нужно делать в этом случае?     

— Конечно, это серьезный удар, шок. И вместе с пациентом начинает «болеть» и его ближайшее окружение – родственники, близкие, друзья. Они тоже не знают, что с этим делать. Самое главное – остановиться и осознать, что это действительно определенное препятствие в жизни и с ним нужно работать.

— Насколько излечим рак?

— Если речь идет о ранних стадиях (1-2 стадиях), то можно говорить о 85-90% случаях излечения. В первой стадии это 93-95%, во второй 75-85%.

— Речь идет о полном излечении или же человек продолжает жить в напряжении, что в любой момент может все повториться?

— Те пациенты, у которых был единожды выявлен рак, становятся на диспансерное наблюдение. И даже если они считаются излечившимися, что действительно так и есть, мы продолжаем наблюдение, потому что есть риск возврата заболевания, который в основном возникает в пределах 2,5-3 лет. В то же время если у человека возникло заболевание впервые, то у него выше риск развития второго и последующих раков. Поэтому они и находятся на диспансерном наблюдении в онкологических кабинетах по месту жительства.

— Что делать, если обнаружена третья или четвертая стадия?

— Это уже та ситуация, когда в организме «пожар», и врачи начинают заниматься его тушением.

— Насколько я знаю, на этом этапе происходит распад клеток опухоли, и она разносится кроветворной системой.

— Условно можно сказать и так, но здесь речь скорее о четвертой стадии. Это процесс, который подразумевает наличие отдаленных метастазов в других органах. И это не распад, а диссеминация процесса, его распространение по другим органам и тканям. Третья стадия – больше местно-распространенный рак, который локализован в том органе и ткани, где он сформировался, и он может локально прорастать в соседние органы и структуры, в том числе в элементы сосудистой и нервной системы. Но тем не менее, это еще локализованный процесс. А четвертая стадия – это системный процесс с отдаленными метастазами, и здесь для остановки процесса используется на полную мощь комплекс медицинских технологий включая хирургию, химиотерапию, радиотерапию и их комбинации.

— Насколько быструю и качественную помощь может получить пациент, обратившийся в онкодиспансер? Есть ли очереди, нужно ли ждать, пока тебе выдадут талон?

— Контроль сроков на определенное исследование или к специалисту мониторируется  онкологической службой в еженедельном режиме. Если возникают какие-то узкие места, дополнительно открывается запись, дополнительно приглашаются специалисты, которые бы эту проблему разрешили. На сегодняшний день более 3-4 дней в записи по первичным пациентам у нас очередей нет. Что касается пациентов, которые уже находятся на этапах лечения или на диспансерном учете, то по ним нет такой срочности и экстренности, и они в плановом порядке назначаются на медицинскую процедуру в зависимости от загруженности этого направления. Это пациенты, которые приходят в плановом порядке у которых никаких жизненных угроз нет.

Стоит отметить, что диспансерное наблюдение проводится в онкологических кабинетах по месту жительства, и только в случае невозможности проведения каких-то процедур, их маршрутизируют в онкологический диспансер. В каждом первичном онкологическом кабинете есть возможность прямой записи в онкологический диспансер через систему  ДЦ-онко. После того как пациент побывал в онкодиспансере, вся информация о нем появляется в этой системе, и врач, который его принял изначально, видит, что с ним происходит.

— Сейчас есть такое понятие, как «культура отмены», в частности со стороны Запада по отношению к России. Нет ли опасности, что в этом периоде наша система здравоохранения может понести какие-то потери?

— В последние годы мы находимся на этапе реализации проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Это один из мощнейших национальных проектов здравоохранения РФ. И за эти годы онкологическая служба, подверглась серьезной модернизации. Кратно увеличилось финансирование и возможность лекарственного лечения. На сегодняшний день, несмотря на внешние обстоятельства, система здравоохранения в части онкологической помощи полностью обеспечена материально-техническими ресурсами. Ни одна зарубежная компания, которая находится на российском рынке, не отказалась от поставки препаратов. Есть периодические сложности логистического характера, но не более того. То есть тот сформированный задел позволяет гарантировать как минимум на среднесрочную перспективу возможность оказания нашим гражданам качественной и эффективной онкологической помощи.

Если даже у кого-то возникнут неадекватные помыслы, то существующие клинические рекомендации, имеют достаточно высокую вариативность. Нет ни одного препарата, который бы гарантировал излечение. За всю мою работу онкологом и исследователем я не видел ни одного метода или лекарственного препарата, который бы на 100% гарантировал излечение пациента. Есть комбинация методов, которые увеличивают эффективность  лечения, медиану выживания, увеличивают безрецидивный период. В случае исключения каких-то препаратов, будет возможность заменить их на другие режимы лечения.

— Как вести здоровый образ жизни и избежать таких негативных последствий?

— Несмотря на то, что о здоровом образе жизни мы знаем очень много, далеко не все ему следуют. Пункт номер один – это здоровое сбалансированное питание с акцентом на овощи и фрукты, а также отказ от вредных привычек. Второе – умеренная физическая нагрузка, которая позволяет поддерживать тело в здоровом состоянии. И третье – необходимость использовать блага цивилизации в виде знаний, тех технологий, которые сегодня уже есть и доступны. Если какое-то время назад мы только мечтали о профилактической медицине, то сейчас это реальность. Нужно лишь использовать свою волю, чтобы прийти и пройти    профилактический осмотр, в том числе диспансеризацию определенных групп взрослого населения в соответствии с полом и возрастом, выделив несколько дней для своего здоровья. То есть идти к врачу нужно не когда заболит, а раньше. Но когда заболит тоже нужно прийти. И в части онконастороженности, если есть какие-то симптомы, которые не проходят в течение двух недель, тогда и пациенту, и врачу стоит исключить в первую очередь онкологическое заболевание.

— Спасибо большое, что пришли. Желаю здоровья нам всем!

— Спасибо вам!                                                            

Подписывайтесь на наши Telegram-канал и YouTube-канал и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: