Телеканал
Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Происшествия

10 погибших и 7 лет колонии: самая крупная трагедия на переправе Сорочьи Горы – Мурзиха в Татарстане

10 погибших и 7 лет колонии: самая крупная трагедия на переправе Сорочьи Горы – Мурзиха в Татарстане

17 сентября 2000 года на переправе Сорочьи Горы – Мурзиха в Каму упал автобус ПАЗ-3205. Погибли почти все пассажиры. Никто из очевидцев не помог.

Трагический случай на переправе в Верхнеуслонском районе, где 30 сентября грузовик «КамАЗ» с, предварительно, отказавшими тормозами протаранил стоявший впереди Audi, после чего обе машины оказались в воде, а водитель легковушки погиб, напомнил о, пожалуй, самой крупной из случавшихся в Татарстане катастрофе на паромных переправах.

В свой последний рейс междугородный «пазик» сообщением Казань – Базарные Матаки отправился из столицы точно по расписанию, в 15 часов. В салоне было довольно свободно, всего 11 пассажиров. Точнее – пассажирок, самой младшей из которых было 17 лет, а самой старшей – 61 год. За рулем был опытный водитель – Михаил Абрамов, его стаж к тому времени насчитывал уже 16 лет.  Настроение у шофера было не очень: вверенная ему машина, принадлежавшая Спасскому АТП, уже несколько дней «капризничала» – мотор заводился только с помощью рукоятки, были проблемы и со стартером. К тому же погода была отвратительная – моросил мелкий дождь, асфальт был скользкий. Из-за собачьего холода все окна и люки в салоне были закрыты. И хотя по инструкции водитель обязан высаживать пассажиров из салона перед тем, как заехать на паром, требование было проигнорировано.


На паромной переправе в Верхнем Услоне уже происходила смертельная авария с «КАМАЗом»


Автобус ушел на дно за 30 секунд

Тормоза у автобуса отказали уже на подъезде к парому. Дорога здесь представляет собой довольно крутой уклон, и поэтому разогнавшаяся машина превратилась в неуправляемую ловушку. По какой-то причине Абрамов не воспользовался ручным тормозом и, чтобы избежать столкновения с впереди идущим транспортом, водитель резко вывернул в сторону. На беду, путь к воде преграждали не бетонные отбойники, а хлипкие алюминиевые перильца. Машина смяла ограждение, как папиросную бумагу, и рухнула в воду, погрузившись на дно в считанные секунды. Через минуту на поверхности показались две головы – сам Абрамов и 38-летняя учительница географии средней школы села Мокрые Курнали Галина Хайбуллина. Остальные не смогли выбраться.

Из воспоминаний Галины Хайбуллиной:

«Я слышала, как ругается шофер - он не мог затормозить. Потом страшный удар, по салону словно смерч прошел: тела, баулы, сумки, вода – все смешалось. Люди колотились и скреблись в окна, кричали, но их уже захлестывала вода. Я находилась на предпоследнем сиденье, поэтому вода накатила на меня не сразу, у заднего стекла на какое-то время образовалась воздушная пазуха. Изо всех сил я пинала каблуками заднее и боковое стекла - они не разбивались. Полоска воздуха становилась все тоньше – не больше нескольких сантиметров... Глотнув последний раз воздуха, я ушла под воду и снова стала выдавливать форточку. Чувствую, она поддалась! Уже захлебываясь, я перевернулась ногами вперед и стала протискиваться в отверстие. Не знаю, как случилось, что меня какая-то сила словно пробку вытолкнула наружу. Наверное, Бог помог... Я помню, что в последний момент, когда я выдавливала стекло, что-то мягкое, похожее на волосы, коснулось моей руки. Может быть, кто-то еще пытался выбраться вслед за мной. Господи, никогда мне этот ужас не забыть! Плаваю я плохо, намокшая одежда потянула на дно. С катера бросили спасательный круг, я впилась в него мертвой хваткой...».

Из протокола допроса водителя автобуса Михаила Абрамова:

«Машина пошла, а тормозов нету. Куда мне её? Там впереди люди были, машины… Вот и направил на заграждение. Автобус упал «носом», я сразу потерял сознание. Очнулся - ледяная вода. В салоне темнота. Бью руками – стекла не поддаются. Вытянул их вверх и вдруг какая-то дыра. Ну и пулей вверх меня выкинуло. Видимо, вынесло через разбившееся лобовое стекло. Как будто чья рука вынула…».

Из более чем сотни свидетелей никто не пришел на помощь

В ходе расследования комиссия по безопасности дорожного движения установила столько неполадок в злосчастном автобусе, что вообще непонятно, как он в тот день не развалился на запчасти. Неисправности в тормозной системе, рулевом управлении, стартере, тахографе, аварийных люках, которые в нужный момент не смогли открыть обреченные на смерть пассажирки. С глубины 6 метров автобус подняли в тот же день, через два с половиной часа. Многие стекла оказались действительно разбиты, но, увы, это не помогло тем, кто не смог выбраться из салона. Видимо трагедию усугубили паника и давка внутри. Что удивительно, с берега за катастрофой наблюдали около сотни человек. Но спасти пассажиров пытался только сам Абрамов, который вынырнув, забрался весь окровавленный на тонущий автобус и остервенело пытался разбить стекла какой-то железкой. Из зевак же в воду не прыгнул никто. Следователю они потом говорили, что было слишком холодно, сами, мол, боялись утонуть. Зато другие водители – коллеги Абрамова – во время допросов на чем свет материли Павловский завод – производителя автобусов марки «ПАЗ». Дескать это практически заводской брак: стартеры на их машинах ненадежны, отказ тормозов тоже в порядке вещей.

Судебный вердикт и конец переправы Сорочьи Горы – Мурзиха

Следствие и судебное разбирательство по делу об утонувшем автобусе велось около четырех месяцев. Водителю Михаилу Абрамову дал семь лет колонии общего режима. А подъезды к переправе в Сорочьих горах превратили в настоящую крепость: хлипкие алюминиевые поребрики заменили на железобетонные заграждения, насыпали песочные ловушки. Танк в воду не сорвется…  Переправа продолжала функционировать вплоть до открытия первой очереди моста через Каму в октябре 2002 года.

Сергей Шерстнев

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: