«Надо меньше есть»: мусор — это ресурс, который в Казани закапывают в землю
97% всего мусора, произведенного казанцами, просто закапывается в землю. А все потому, что региональному оператору экономически невыгодно его отправлять на сортировку и переработку. Чтобы горы мусора не росли как на дрожжах, руководство УП ЖКХ предложило казанцам… меньше есть. Подробнее - в нашем материале.
Один из самых современных полигонов в России
Именно так с гордостью называет свою вотчину генеральный директор УК ПЖКХ Евгений Чекашов. Объясняя это тем, что с каждым годом экологическое законодательство становится все жестче и жестче. И чтобы ввести в эксплуатацию новый полигон ТБО, нужно их все соблюсти.
New полигон ТБО, а точнее вторую карту полигона “Восточный”, что в непосредственной близости от поселка Самосырово, жители Казани ждали с нетерпением. Потому что первая карта заполнилась мусором в два раза быстрее (туда свозили ТБО еще с соседних районов. — прим. авт.), и региональный оператор был вынужден вывозить отходы на полигон, расположенный на улице Химическая. Как теперь признается Евгений Чекашов, на удушающий запах мусора за год от казанцев поступало около 7 тысяч жалоб. И вот в конце прошлого года был запущен второй полигон “Восточный”.
Теперь здесь почти не пахнет мусором. А все благодаря 45-тонному компактору “Тана”, который своим исполинским весом прессует мусор до состояния асфальта. Затем мусор пересыпают грунтом, таким образом городская свалка превращается в гигантский слоеный пирог.
Когда работала первая карта полигона “Восточный”, то в небе над ним кружилось порядка 2-3 тысяч галок, грачей и ворон. Стаи птиц представляли реальную угрозу: во-первых, птицы являются гипотетическим источником распространения инфекции, во-вторых, реальной угрозой для пролетающих в этом районе самолетов и вертолетов. Поэтому, построив вторую карту, полигон обзавелся парочкой ястребов, которые, сидя на руке орнитолога, теперь ежедневно обходят свои владения. А еще местным галкам и воронам устраивают прослушивания специфических звуков, причем на знакомом им “диалекте”: звук угрозы, крик раненной птицы и многое другое.
Ястреб-тетеревятник Трифон на работе
Свалка — это живой организм, который также производит отходы в виде мусорного фильтрата. Его отправляют на локальные очистные сооружения, где, пройдя многоступенчатую обработку, образуется вода (ею вполне можно даже руки мыть) и сухой остаток, который вновь возвращают на свалку.
В общем, казанскую городскую можно по праву назвать лучшей в своем роде. На нее не грех туристов приводить. Чем, собственно, УК ПЖКХ и занимается. Только в этом году вторую карту полигона “Восточный” и мусоросортировочную станцию в поселке Левченко посетило 300 человек для воспитания в горожанах осознанного потребителя.
Озеро фильтрата
Надо меньше есть
Вторая карта полигона “Восточный” начала работать в конце прошлого года. С этого момента на нее было вывезено около 600 тысяч тонн ТБО. Как говорит Евгений Чекашов, 50% — это перерабатываемые фракции, 30% — это остатки продуктов.
“Поэтому я всех казанцев призываю к умеренному потреблению. Голодными заходить в магазин не надо. Потому что это все вначале лежит в холодильниках, а потом приходит к нам. 30% — это порядка 500 тонн продуктов мы, горожане, выбрасываем ежедневно”, — говорит генеральный директор компании-регоператора.
Следуя его логике, чем осознаннее казанцы будут подходить к покупке и потреблению продуктов питания, тем медленнее будет заполняться городская свалка.
Желтые сетки как панацея?
А что же с остальными отходами? По данным УК ПЖКХ, каждый день КАМАЗами на городскую свалку вывозится 1600-1800 тонн мусора, из которых 350-400 тонн предварительно отсортировывается на МПС-1 в поселке Левченко. Из них примерно 11-12% отходов отбирается на переработку. То есть на полезные фракции отбирается всего 35 тонн или 2% от всего объема мусора.
Еще 1% дают экологически подкованные казанцы, которые сортируют мусор в желтые сетки, установленные во дворах. За последние два года УК ПЖКХ установила по всему городу тысяч сеток, в которые можно раздельно выбросить мусор по пяти фракциям: пластик, бумага и картон, стекло, тетрапак и металл. Такими сетками для сбора раздельного мусора обеспечены 72% контейнерных площадок Казани. Как говорит Евгений Чекашов, в следующем году компания планирует установить еще 600 желтых сеток, и тогда будет почти стопроцентный охват города.

Очень жирные “хвосты”
“Еще не так давно население сортировало всего 0,03% мусора, сейчас 1%. Если мы через пару лет дойдем до 2-3% — это будет успех. Потому что привычка сортировать мусор быстро не прививается, к сожалению”, — говорит Чекашов.
Региональный оператор желтые сетки называет чисто социальным проектом, разделять самим мусор регоператор считает невыгодным предприятием.
“Цены на некоторые ресурсы за последние 2 года упали в три раза. Экономической целесообразности в этом нет. Потому что стекло в цене колоссально упало, пластик — тоже. Бумагу и картон из желтой сетки еще можно продать, потому что у него есть товарный вид. А если их достали из обычного зеленого контейнера, то шансов никаких”, — объясняет генеральный директор компании.
Получается, что из-за “отсутствия экономической целесообразности” 97% ТБО, или так называемые “хвосты”, по старинке вывозятся на городскую свалку.
Новая схема обращения с отходами
С 1 января 2026 года новая схема обращения с отходами заработает в… Санкт-Петербурге. Согласно обновленной территориальной схеме обращения с отходами в Северной столице, доля захораниваемых ТКО в 2026 году должна составить 77,3%, а в 2028 году — уже 48,3% от общего объема образующихся в городе ТКО. При этом этап сортировки должны проходить 100% городского мусора, в Казани, для сравнения, сейчас только 20%.
На полях Петербургского международного экономического форума летом этого года были подписаны четыре соглашения между правительством Санкт-Петербурга, мусорными операторами и компаниями, готовыми строить объекты по обращению с ТКО. Общая сумма инвестиций — 22 млрд рублей. То есть на каждый миллион жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти будет приходится по 3 млрд рублей инвестиций.
Вторую карту полигона “Восточный”, согласно заявлениям руководства регионального оператора, под Казанью построили за 900 млн рублей. К 2027 году она будет заполнена до отказа, и тогда придется вводить… третью карту. Под нее уже нашли место — это территория площадью 7 га, на которой сейчас складируется грунт для обсыпки ныне работающей свалки.
Потом будет четвертая, двадцатая карта, следуя логике регоператора. До тех пор, пока казанцы не взвалят на себя обязанности полностью сортировать собственный мусор. Учитывая темпы усвоения населением уроков экологической грамотности, которые преподает УК ПЖКХ, полная отсортировка мусора на полезные фракции начнется ближе к 2050 году.

Судьба полигона “Химическая”
Как сообщил Евгений Чекашов, сейчас продолжается обсыпка полигона в тех его местах, где образуются открытые участки. Примерно 3-4 года уйдет на то, чтобы полигон “стабилизировался”, то есть дал усадку. В обычной практике свалка под собственным весом теряет в высоте около 7 метров. После этого начнется ее рекультивация.
Напомним, что на рекультивацию Самосыровского полигона было выделено из федерального бюджета 872,2 млн рублей в рамках проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология».
Елена ГОРБУНЧИКОВА
Фото автора