Телеканал
Налоговые органы приглашают граждан 25 апреля 2024 года с 09:00 до 20:00 на День открытых дверей по вопросам декларирования доходов физическими лицами. Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Рифкат Минниханов об интеллектуальной транспортной системе: «Пока не будет единых подходов, победы нам не видать»

Рифкат Минниханов об интеллектуальной транспортной системе: «Пока не будет единых подходов, победы нам не видать»

Глава Совета Ассоциации содействия цифровому развитию Татарстана рассказал о необходимости создания в регионе научно-образовательный центра, проведении Kazan Digital Week, беспилотных авто и важности закона об интеллектуальной транспортной системе.

- Рифкат Нургалиевич, добрый вечер! Сегодня речь пойдет о развитии цифровых технологий, и о том, как они повлияют на качество жизни людей. Но начать хотелось бы с того, чем занимается Ассоциация содействия цифровому развитию Татарстана, председателем совета которой вы являетесь.

 

- Ассоциация была создана с целью консолидировать возможности татарстанских компаний в рамках реализации федеральных и национальных проектов. Мы организовались 2 июня прошлого года. На сегодняшний день в состав Ассоциации входят 26 крупных IT-компаний, производственных предприятий, государственных и муниципальных органов власти, вузов, научных и общественных организаций.

 

Основная наша задача – показать руководителям наработки Татарстана, которые можно масштабировать в том числе в России. Те пять встреч, которые были проведены с президентом страны, говорят о том, что он заинтересован в рассмотрении тех вопросов, которые затрагивают члены Ассоциации.

 

Я считаю, что самое главное сейчас - то, что первое лицо государства занимается вопросами цифровизации. И в этом мы видим большую роль Ассоциации.

 

К сожалению, на сегодняшний день в республике нет официального научно-образовательного центра, а без него победы не видать. Я не говорю, что мы хотим возложить на Ассоциацию образовательную функцию, но подобный центр должен существовать и иметь федеральную поддержку.

 

- Что такое образовательный центр? У нас же есть Иннополис, IT-парк и много других структур, которые занимаются образованием в области программирования, IT-технологий и прочего.

 

- Научно-образовательный центр – это интеграция вузов, предприятий и организаций. Несмотря на что, у нас есть Академия наук и крупные образовательные учреждения, нам без этого центра победы не видать.

 

Ну или Академия наук должна взять на себя эту мощную функцию, которая будет финансироваться не только из республики, но из федерального бюджета. Но есть определенные правила игры: нужно участвовать в конкурсе и на уровне России выиграть этот статус.

 

- Это сделает Татарстан еще более цифровой республикой?

 

- Да. Вы помните 2010-е годы, когда все приезжали, смотрели наши наработки и систему электронного документооборота. Глонасс-112 - и сегодня платформа решений, которая работает во многих регионах, в том числе в Татарстане, и имеет перспективу. То есть подобные наработки есть, они сегодня развиваются.

 

Я бы хотел акцент сделать на то, что сегодня нужны новые решения, нужны новые подходы, которые мы должны масштабировать в стране.

 

 

- Допустим, у тебя взяли анализы в одной больнице, после чего ты идешь в другую и по новой проходишь врачей и обследования. Но ведь было бы удобнее иметь единую цифровую сеть, где врач мог бы увидеть, каких специалистов ты уже проходил и какие анализы сдавал. Почему вот такой взаимосвязи, по-моему, в Татарстане пока нет?

 

- Лучше бы вы задавали этот вопрос Минздраву, но я тоже выскажу свое мнение. Отсутствие четкой концепции цифровизации здравоохранения приводит к тому, что все наши подходы направлены не на пациента, тогда как система здравоохранения должна быть пациентоориентированной.

 

Та системы, которую мы сегодня имеем, создана в первую очередь для ОМС. Записывается, сколько исследований пройдено и операций сделано, чтобы исходя из этого выделить деньги.

 

В пациентооринтированной системе идеология была бы другая – на выходе платили бы за то, что меньше лабораторных исследований, меньше операций делаем. И когда мы говорим: «Давайте ту или иную систему запустим, и будет меньше операций, например, на сердце, за счет профилактики будет эффект», появляются противоречия ведь чем меньше исследований и операций делает больница, тем меньше средств она получает.

 

На сегодняшний день в рамках создания радиологического центра, где объединятся системы, связанные с флюорографией, маммографией и КТ, все это собирается в единую систему. Она позволяет специалистам обрабатывать изображения, в том числе удаленно.

 

 

Практика показала, что в несколько раз будет уменьшено количество специалистов-рентгенологов, которых, к сожалению, в районах не хватает за счет централизации. Плюс на сегодняшний день можно будет использовать и уже пробовать какие-то наработки в рамках обработки изображения компьютерами. В том числе для этого мы предлагаем использовать платформу ситуационного центра и другие модули.

 

Скажут: «Да, это несертифицированно, это невозможно», но мы считаем, что то, что сейчас наработано на КТ, там все проще. Но, к сожалению, в рамках рентгеновских, маммографии – таких наработок мало. Мы работаем с белорусами. Почему с ними? Потому что у них наработки большие.

 

Сегодня эта работа ведется, но ее окончание пока в будущем. У личных кабинетов уже более 200 тысяч пользователей. И сегодня мы прорабатываем вопрос использования этих кабинетов для того, чтобы человек мог хранить там свои данные. Когда это заработает, я буду первым, кто будет это использовать. Я надеюсь, эти услуги можно будет представить в конце года.

 

- У нас буквально недавно завершился второй форум KazanDigitalWeek, и вы были его активным участником и организатором. Какие у вас остались впечатления? Что полезного вынесли оттуда вы и участники. Продвинуло ли это мероприятие наш город вперед?

 

- В прошлом году форум проходил в онлайн-формате. В начале мероприятия было около 7 тысяч зрителей, а к концу их стало 10 тысяч. В этом году к концу завершения KazanDigitalWeek мы имели уже 13 тысяч зрителей, 7 тысяч из которых присутствовали офлайн.

 

На сегодняшний день мы можем говорить, что в мероприятии приняли участие 8,5 тысяч человек. Из других цифр: более 30 тысяч просмотров на сайте порядке, около 150 круглых столов, 651 спикер. Я считаю, что выставка, где было представлено порядка 150 проектов - серьезная площадка, которая заявилась на всю Россию.

 

То, что премьер-министр страны дважды повторил KazanDigitalWeek 2021, по-моему, значит, что это наш бренд, и мы будем его нести.

 

 

- Что это дало – контракты, интеллектуальное обогащение, наши граждане учатся, обмениваются опытом?

 

- Для нас было интересно посмотреть, как зарубежные партнеры будут участвовать в наших мероприятиях. Около ста партнеров, в том числе из Португалии, участвовали на пленарных секциях и выставках.

 

Мы хотели провести в 2020 году первый центральный конгресс, но в связи с пандемией переориентировались на Kazan Digital Week. Почему-то Европа отказалась вместе с нами проводить мероприятие и перенесла его на 2022 год.

 

Тот факт, что в прошлом году партнеры из Европы составляли меньше 1% от общего числа, заставил нас сказать: «Если вы также будете участвовать, и в этом году, значит, не так заинтересованы в проведении таких форумов». Потому мы сегодня под вопросом ставим проведение конгресса. Если мы и договоримся, то теперь мы будем проводить под Kazan Digital Week.

 

Текущий год объявлен Путиным Годом науки и технологии, и мы надеялись, что это активирует наши вузы, предприятия, организации, но больше научных статей, чем в прошлом году, мы не получили - порядка 10 Scopus, ВАК - 24, остальные – 100 с чем-то были опубликованы в наших сборниках. Возникает вопрос – почему нет ученых? Они есть, но нет научно-образовательного центра, который мог бы мобилизовать всех их.

 

- Может, они не знают просто? Исследования проводят, но не знают, что если к вам обратятся, то могут получить гранты и поддержку?

 

- У нас все вузы и ведомства имели представителей в межведомственной рабочей группе. Кроме того, мы об этом постоянно говорим, и есть поручение президента, которое до всех все доведено.

 

На минувшем форуме президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Минцифры РФ Максут Шадаев нашли время, чтобы обойти половину выставки. Они открыли Digital Skills, открыли наш форум. Президент приехал в 8 утра и уехал только в 8 вечера.

 

На следующий день мы с вице-премьером Гафаровым,  руководителем Минцфиры Хайруллиным и помощником президента по науке Гильмутдиновым обошли остальную часть выставки потратив порядка 4,5 часов.

 

Пока мы не будем проявлять заинтересованность в том, что делают остальные, ружье не выстрелит в хорошем смысле. Ведь мы строим систему, площадку для того, чтобы решать вопросы цифровизации в Казани, в Приволжском округе, в России.

 

- Вы участвовали во многих круглых столах, секциях, но на форуме всех объединило направление интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Почему?

 

- ИТС мы занимаемся давно. Те конференции, которые мы проводили в 2010-х годах, назывались по-разному, в том числе «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Это направление всегда было доминирующим. Эта тема актуальная, с ней сталкивается каждый.

 

 

- А что это такое? Это организация движения, позволяющая избежать заторов?

 

- ИТС – это сервис, который объединяет различные формы коммутации, инновации, технологии в рамках организации дорожного движения. Мы считаем, что в связи с тем, что есть определение ИТС как сервис, необязательно все делать за счет бюджета. Часть средств должны выделять инвесторы.

 

На первое место мы ставим безопасность дорожного движения. Сегодня многие начинают отказываться от автомобилей и чаще используют каршеринг - арендованный транспорт, поэтому беспилотные авто – это одно из направлений системы.

 

- ИТС – это про выстраивание светофоров, регулирование потоков на выезд из города?

 

- ИТС – это в первую очередь мобильные приложения, но фотофиксация и регулирование дорожного движения в зависимости от потока – тоже ИТС. Весогабаритный контроль и организация парковочных пространств – тоже ИТС.

 

- Система платных парковок не работает же – многие водители снимают номера, и стоят целый день бесплатно.

 

- Сегодня все можно фиксировать. Сегодня мы делаем научно-исследовательскую работу – используем RFID-метки. Даже если номер закрыт, метка есть под лобовым стеклом, и машину можно идентифицировать. Но для этого нужны политические решения, принимаемые на законодательном уровне.

 

Необходимо ужесточение административного законодательства. В этом году на полтора миллиона нарушений больше, чем в прошлом году. И притом, что отменили среднюю скорость, у нас есть рост аварийности на ряде участках.

 

- Почему отменили?

 

- Я считаю, что какие-то популистские действия депутатов, потому что любой участник дорожного движения – избиратель.

 

Каждый лихач на дороге думает, что не попадет в аварию. Я всегда говорю: «Пока человек в ДТП не попадет, он будет продолжать нарушать».

 

 

- Как проходит эксперимент с беспилотными автомобилями в Иннополисе?

 

- Эксперимент в 13 регионах проводится, в том числе в Татарстане. Планируется уже на следующий год выпускать беспилотники без операторов, но я сомневаюсь. Почему? Потому что пока в законодательстве не будет отрегулирована ответственность сторон в случае ДТП, я думаю, никто не возьмет на себя вину в аварии с авто без оператора.

 

На М-11 создается транспортный коридор для беспилотных грузовиков, который обеспечит увеличение скорости перевозки и доставки грузов.

 

- Сколько вы прогнозируете?

 

- Платформа управления беспилотниками должна быть единой, но регионы все равно создают свои. Беспилотным движением все занимаются по отдельности. «Яндекс» принимает свои решения, «Сбер» – свои, «КамАЗ» – свои.

 

Для того, чтобы подходы были едиными, нужен закон об ИТС, но его нет. Я не могу сказать, что мы сделаем рывок вперед. Сказать, что Минтранс РФ сегодня занимается ИТС, и в Татарстане на это выделяется 370 миллионов.

 

Сегодня есть «Умный город» по линии Минстроя. Есть деньги или нет – другой вопрос. Все равно он рассматривается, потому что перекликается с ИТС.

 

Сегодня по линии МЧС «Безопасный город» какой-то частью перекликается подходами, связанными с ИТС. Здесь пока не будет единых подходов, единого оператора, регулятора, победы нам также не видать.

 

Чтобы этот закон появился, нужно создавать межминистерские рабочие группы, которые будут выше всех министерств и будут выработать какие-то решения, которые будут положены в основу закона об ИТС. У нас пример есть с Запада, где в странах этим вопросом занимается непосредственно первое лицо. По-другому, в том числе и в России, не получится.

 

- Тем не менее, огромная работа проводится. Я желаю вам удачи, и того, чтобы ваша Ассоциация стала мощной силой, позволяющей улучшать жизни людей.

Подписывайтесь на наши Telegram-канал и YouTube-канал и следите за актуальными новостями.

Фото: pixabay.com

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: