Телеканал
Налоговые органы приглашают граждан 25 апреля 2024 года с 09:00 до 20:00 на День открытых дверей по вопросам декларирования доходов физическими лицами. Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Рамиль Шарафутдинов: «Нефть – это главный экономический ресурс Татарстана»

Рамиль Шарафутдинов: «Нефть – это главный экономический ресурс Татарстана»

Заместитель председателя Госкомитета РТ по биоресурсам рассказал, как строительство трассы М12 скажется на животном мире, грозит ли республике исчезновение популяции кабанов и для чего в РТ активно разводят маралов.

— Рамиль Гумерович, здравствуйте. Биоресурсы — это количественные показатели состояния животного и растительного мира. В каком состоянии на сегодняшний день находятся биоресурсы Татарстана?

Здравствуйте! Биоресурсы — это животный мир. Человечество всегда использовало, использует и будет использовать этот ресурс в своих интересах. Ничего плохого в этом нет, но важно использовать его разумно, рационально и с должным подходом.

— У нас много биоресурсов или не хватает?

Госкомитет по биоресурсам занимается постоянным мониторингом состояния, численности и плотности животного мира. На сегодняшний день в Татарстане зарегистрировано 400 видов животных, 300 видов птиц, 81 вид охотничьих ресурсов. За 5 лет численность лосей выросла на 30%, зайцев – на 40%, глухарей и тетерев – на 50%.

Каждый зайчик в лесу подсчитан, в республике существует 14 видов учётов. Сейчас в республике идет зимний маршрутный учёт. Это один из самых крупных учётов, инвентаризация охотничьего хозяйства республики и России в целом.

Всего в республике полторы тысячи маршрутов. Каждый проходят по два раза по 10 км. Учётчик проходит по маршруту на лыжах или на снегоходе и затирает следы. На следующий день он выходит и подсчитывает новые. Исходя из численности следов определенной формулы, мы находим численность того или иного животного.

— Если посмотреть сайт «Татарстан.ру», то во вкладке «Природные ресурсы» написано: «Главным богатством недра республики является нефть». Это, безусловно, так, но в результате республика имеет крупный нефтехимический комплекс, а это, в свою очередь, не может не сказаться на биологическом разнообразии. Удается найти компромисс между индустриализацией и сохранением природного ресурса республики?

Я соглашусь с Вами. Нефть – это главный экономический ресурс республики и России. А реки, озёра, леса – это главный жизненный ресурс. Если в озерах, лесах, полях не будет животных, то это будут мертвые ресурсы.

К счастью, у нефтяников и других добывающих организаций понимание этого есть. Мы находимся в тесном сотрудничестве, то есть существуют программы, которые помогают нам и охотничьему хозяйству в целом. Работа идет, компромиссы находим.

— Вы можете как-то на них влиять? Накладывать штрафы? Делать какие-то аресты?

Если это касается особо охраняемых территорий, то там режим, который нарушать нельзя. Если он нарушен, то будет накладываться штраф и рассчитываться ущерб.

— Сейчас в республике реализуется огромный инфраструктурный проект – строительство трассы М-12. Во многом эта трасса проходит по лесостепной зоне, там, где как раз живут зайчики, лисички или другие животные. Как сохранить и не испортить баланс этого биологического разнообразия?

Когда мы узнали, что трасса М-12 будет проходить по территории Татарстана, были приняты все меры по защите животного мира. Республика активно развивается – дорожная сеть, инфраструктура, популяция животных тоже увеличивается. То есть всё это в совокупности даёт что? Количество ДТП с участием животных у нас, к сожалению, растёт из года в год. Если в 2018 году было 50 ДТП с участием крупнокопытных животных, то в прошлом году уже 150.

— Потому что крупнокопытных животных стало больше?

И транспортная инфраструктура развивается, и количество животных увеличивается. В рамках строительства М-12 у нас будет семь переходов тоннельного типа для перехода животных с одной стороны на другую и три экодука – это переход над дорогой.

— А как они поймут, что им нужно переходить по экодуку, а не перебегать по дороге?

Будут предусмотрены ограждения, а переходить будет возможность только по экодуку. Понятно, что животные не пойду туда сразу. Но, судя по мировым практикам, через год, два, три животные привыкают и начинают пользоваться этими сооружениями.

— Биоресурсы, как уже было сказано, — это не просто объемное и непонятное, прежде всего конкретное. Это лиса, зайчик, медведь и, кстати, кабаны. Говорят, что так увлеклись их истреблением в связи с африканской чумой свиней, что их уже практически не осталось. Это так?

Их истреблением никто не увлекался. Мы занимаемся регулированием численности. У животных есть виды болезней, которые могут привести к полной депопуляции, если не принимать срочных мер. То есть, к сожалению, на сегодняшний день африканская чума свиней не лечится прививками и прочими вакцинами. Единственный действенный механизм – это регулирование численности. В прошлом году у нас было одиннадцать вспышек по республике, около двухсот по России. Есть минимальное требование по плотности, которую мы стараемся выдерживать и держим популяцию.

— Стоит ли переживать за их количество или нет?

Я думаю, переживать не стоит. Это пластичный вид, который мы победим, так как мы сейчас победили бешенство путём раскладки вакцин совместно с коллегами с Главного управления ветеринарией. Я думаю, если что-то подобное наши ученые придумают, то кабан быстро восстановится и будет вновь промышлять, приносить доход.

— А есть какие-то животные в Красной книге?

— Естественно. В Красной книге находится 631 вид. Там животные, растения, грибы и так далее. Я приведу простой пример. В 1995 году были созданы охотничьи заказники по копытным и удалось увеличить их численность с 4 тысяч до 28 тысяч на сегодняшний день. Был такой ресурс, как бобр, которого в республике практически не было. Кроме того, имеются такие инструменты ограничения охоты на определенные виды животных, как Красная книга.

— Рамиль Гумерович, я слышал, что в соседнем с нами регионе решили разводить зубров. В Татарстане такого желания нет?

 В Татарстане с 2013 года мы занимаемся разведением маралов. Мы завезли 77 голов по программе, поддерживаемой руководством республики. На сегодняшний день уже практически полтысячи голов находятся в естественной среде обитания. Полученное потомство мы выпустили в естественную среду, но подключились и охотничьи хозяйства, которые тоже создают вольерное содержание животных. Они прижились, и мы надеемся, что это животное скоро будет уже самым обыкновенным.

— А это животное с какой целью было завезено? Чтобы охотникам было на кого охотится?

Маралы были завезены в целях сглаживания экономических потерь охотничьих хозяйств в связи с чумой свиней. Мы дали клич охотничьим хозяйствам. Спустя 9 лет мы всё-таки добились определённого успеха в дичеразведении. Охотничьи хозяйства, которые нас услышали, сейчас находятся в более предпочтительном состоянии, чем те, которые этим не занимались.

А сколько охотников в Татарстане?

Всего в республике выдано порядка 65 тысяч охотничьих билетов. Но, к сожалению, законодательство не позволяет продлевать билет. Он даётся пожизненно. То есть мы не знаем, какое количество из этих 65 тысяч уже ушло из жизни или какое количество охотников взяли билет только для легализации нахождения оружия. Но мы можем понять косвенно, по количеству нарушений, которые выдаются ежегодно. В Татарстане порядка 40 тысяч нарушений – где-то половина из это числа активные охотники.

— А сколько из них браконьеров?

В каждом муниципальном районе у нас есть специалист, который надзирает за соблюдением правил охоты, есть производственные охотничьи сектора – это егерский состав охотничьих хозяйств. В прошлом году было заведено 84 уголовных дела. У злоумышленников изымаются ружья, лодки, автомобили. То есть тем людям, которые идут на незаконный промысел, я советую сильно задуматься, стоит ли терять свой снегоход за 2-3 миллиона рублей, чтобы поохотиться на зайца.

— То есть снегоход конфискуется в таком случае?

Если охота проведена с помощью снегохода, то он конфискуется как орудие лова.

— А охотничий билет? Он аннулируется?

 Он аннулируется.

— То есть больше человек не может его получить?

Это как с водительскими правами. Человеку дается какое-то время на исправление.

— Сейчас огромное развитие получило сельское хозяйство, строятся крупные агропромышленные комплексы, Россия практически полностью импортозаместила себя, и это хорошо. С другой стороны, все эти комплексы не очень хорошо влияют на окружающую среду и биологическое разнообразие, которое находится рядом с ними. С нефтяниками у Вас получается находить общий язык, а с аграриями?

Сельхозугодья – это среда обитания животного мира. Мы понимаем, что тысячи гусей, которые идут на перелёт, присаживаются здесь и кормятся с наших полей. Зайцы и копытные кормятся на этих полях. В этом плане у сельского хозяйства двоякая роль. Мы понимаем, что это даёт дом и корм нашим животным. В то же время есть сельхозпроизводители, которые, исходя из своих интересов, могут выбирать, что сеять, что не сеять.

— Ладно, что они там сеют. А чем они обрабатывают?

Обработка земель, конечно, ведется. Да, мы знаем, по пчёлам были проблемы у коллег из южных регионов. В республике пока таких острых вопросов нет. Мы находимся во взаимодействии со сельхозпроизводителями. Задача охотничьих хозяйств – заниматься биотехнией, то есть оттянуть животных от лесных угодий, сельхозугодий для того, чтобы они питались в стационарных местах и кормушках, чтобы не навредить сельскому хозяйству.

— А как обстоят дела с водно-биологическими ресурсами? Проще говоря, рыбы в речках есть?

С большим оптимизмом смотрим на наше рыбное хозяйство. Что показывает его успешность? Основной индикатор – это численность, рост популяции рыбы в водоемах. Мы можем делать выводы, исходя из тех квот, которые нам дает наука. Наука дает нам квоты для наших добытчиков с каждым годом на 1-2% с увеличением.

В целом наука считает всю популяцию рыбных запасов и определяет ту долю, которая из этой популяции можно выловить рыбодобывающим организациям, чтобы не было ущерба для популяции в целом.

Если посмотреть сейчас на Камское Устье, то там тысячи рыбаков. Если у них спросить, они тоже скажут, что рыбы там стало больше.

— Мне кажется, там столько рыбы нет, сколько желающих поудить.

Наша задача – не запретить, а дать народу использовать ресурс с теми инструментариями, которые у нас имеются. В 2018 году в заказнике «Устье реки Меша» осуществлялся варварский вылов рыбы, вся акватория была в крови. На сегодняшний день там заказник, в период с февраля по апрель запрещена любительская рыбалка – это колыбель карповых видов рыб. Мы ее сохраняем как резерват для распространения в дальнейшем по всей акватории республики.

Ежегодно до шести тысяч браконьерских сетей изымается из водоемов общими межведомственными усилиями. Это Росрыболовство, это муниципалитеты, наша служба и т.д. То есть изымание сетей, воспроизводство путем выпуска малька, создание резервуаров через особо охраняемые территории позволяют нам держать популяцию где-то стабильно, где-то идти с увеличением для того, чтобы граждане могли спокойно воспользоваться этим.

— В последнее время уделяется большое внимание экологическому воспитанию молодого поколения. Что делает Ваш комитет в этом направлении?

— Ежегодно проводится конкурс «Я и Красная книга». Дети со всей республики, со всех школ могут участвовать, делать поделки и рисунки. Порядка тридцати тысяч детей проходит через мероприятия, организованные государственным комитетом. Это экологические викторины, конкурсы «Я и Красная книга», «Марш парков». Это уже мероприятия федерального значения.

— Рамиль Гумерович, Вы, наверняка, отслеживаете отношение людей к биоресурсам, животному, растительному и водному мирам. Оно изменилось за эти пятнадцать лет, что Вы работаете в комитете?

— Я не скажу, что есть кардинальная трансформация. Есть планомерно усиленная работа, которая проводится в части экологического просвещения, разъяснительных мероприятий, профилактических и надзорных.

— Мне кажется, нынешнее поколение относится более ответственно к природе, чем мое поколение.  

— Да, есть определённая пропаганда и по телевидению, и в школах. Минэкологии и Минсельхоз учат в своей сфере подрастающее поколение любить природу – все это в совокупности даёт результат.

— На Ваш взгляд, какое будущее у биологических ресурсов, животного мира, растительного?

Перспективы самые радужные в самом хорошем смысле этого слова. Смотрим в будущее с большим оптимизмом. Животных станет больше, но в том количестве, которое необходимо, без ущерба окружающей среде, среде обитания.

— Будем надеяться, что всё так и будет. Спасибо Вам большое за интервью!

— И Вам спасибо!

Подписывайтесь на наши Telegram-каналYouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Мы в ЯНДЕКС.ДЗЕН

 

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: