Телеканал
Налоговые органы приглашают граждан 25 апреля 2024 года с 09:00 до 20:00 на День открытых дверей по вопросам декларирования доходов физическими лицами. Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Майя Хухунашвили: «Не зная родного языка, ты теряешь свои корни, традиции»

Майя Хухунашвили: «Не зная родного языка, ты теряешь свои корни, традиции»

Директор воскресной школы рассказала, в чем секрет межнационального согласия народов Татарстана, почему важно знать родной язык и чему можно обучиться в Доме дружбы народов.

— Майя Мануиловна, здравствуйте! Что такое Многонациональная воскресная школа? Ведь когда говоришь воскресная, сразу появляются ассоциации с церковно-приходской.

— Воскресная, потому что это школа выходного дня, и занятия в основном проходят в воскресенье. Это оптимальный вариант для детей, которые посещают общеобразовательные школы и заняты в течение учебной недели. Воскресная школа – светская. Она является муниципальным учреждением дополнительного образования.

— Что изучают дети в этой школе?

— Дети изучают родной язык, традиции и культуру своего народа – то, что не могут изучить в общеобразовательных школах. К нам ходят дети представителей тех народов, которые проживают в Казани.

— 4 ноября отмечается День народного единства. В 2005 году, когда он только появился, многие высказывали сомнения о том, станет ли он действительно объединяющим. Можно ли сейчас сказать, что это день стал Днем единства?

— Для такой многонациональной страны, как Россия, – это очень важно. Правильно подобрано слово – единство. Здесь не говорится о приоритете какого-то одного народа, а о единстве российского народа в целом. Каждый представитель народов считает себя равноправным в том, что может сохранить свою национальную идентичность, родной язык, культуру. И, объединяясь в таком диалоге, представлять единое государство.

— В Татарстане проживают представители 173 национальностей. Как удается создать такую консолидацию?

— Здесь нужно смотреть в корень. После распада Советского союза у руководителей республики уже было это видение. В 1992 году проходил первый съезд народов Татарстана, который стал грандиозным событием, где четко было провозглашено, как будет дальше идти республика, имеющая в своем составе столько национальностей. Была создана хорошая схема, которая дает возможность сосуществовать.

— Вы говорите о новейшей истории. Но если вспомним многовековую историю, то были и восстания, брожения, в том числе и на национальной почве. Что стало «цементом», который объединил народы?

— Если до этого мы говорили о верхушке власти, то здесь можно сказать о самом народе, когда он выбирает свой путь. Для каждого народа и восстания, и волнения равносильны уничтожению, не многие малочисленные народы могли выжить. Это инстинкт самосохранения, когда конфронтация доходит до какого-то предела и нужно прекращать. Здесь можно сказать о народной воле, когда было видно, что нужно не воевать, а созидать.

Если говорить о большой Российской империи, то там тоже были представители многих народов. Для малочисленных было важно выжить. Есть моменты, когда сама история диктовала дальнейшие пути развития, потому что есть черта, за которую не нужно перешагивать. А у русского народа всегда было цивилизационное наследие – если тебе это досталось, то ты должен это сохранить и идти дальше. Не зря говорят, что если нет истории, то нет и будущего. Надо всегда пересматривать, где был прав народ. Если рассматриваем XVII век, 1615 год и так далее, то это народ скрепил все. Это пример, когда сам народ решил, быть или нет этому государству.

— То есть при надвигающейся опасности мы более монолитны, чем в тех случаях, когда у нас все хорошо?

— Да. Иногда нужна некая пощечина. Даже если мы возьмем Византию, она пала в рассвете своего развития, когда люди уже потеряли бдительность. Поэтому правильно, когда народ объединяется перед опасностью.

— Но мы тоже были свидетелями распада великой империи. Сейчас большое количество людей приезжают к нам из Центральной Азии и тоже высказывают опасения. Для нас это близкие люди, ведь мы выросли в Советском Союзе. Но более молодые говорят, что они могут повлиять на благополучие и национальный баланс, который сложился в нашей стране. Как вы считаете, нет ли здесь какой-то опасности?

— Я очень хорошо понимаю тех, кто это говорит. Но сначала хочу сказать, что перед вами сидит человек, который прошел путь от мигранта до заслуженного учителя Татарстана, что для меня очень ценно и почетно. Сейчас я уже гражданка России. Я привела свой пример, потому что, когда ты приезжаешь в какую-то страну, есть хорошее изречение: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Сейчас модно говорить об адаптации, когда то общество, куда ты приехал, дает возможность развиваться, работать, растить своих детей. Когда ты полезен этому обществу, ты видишь свою роль, но при этом все равно должен с уважением относиться к тому народу, который тебя принял. Поэтому я абсолютно против замыкания в своем национальном вакууме, каких-то национальных анклавов, которые очень не хотят адаптироваться и иметь общие контакты с миром, который тебя окружает. Должен быть симбиоз – сохраняя свою национальную идентичность в рамках своей национально-культурной автономии, нужно быть полезным обществу, в котором ты живешь. Есть примеры в Западной культуре, когда многие, живя в Париже, не знают даже французского языка, громят и крушат все, потому что для них это не ценно. Они не разделяют ценности того общества, куда они приехали.

— Но тот народ, куда ты приехал, должен быть открытым, транспарентным к тебе.

— Это все взаимно. Если ты сам не открыт, как тебя могут принять?

— Каждый ли представитель 173 национальностей в РТ может сказать, что он равнозначен и может ощущать себя здесь как дома?

— Да, вполне. Это мой личный опыт. Та политика межнационального, межконфессионального согласия, которая сейчас действует, она как воздух, кислород. Если перекрыть этот кислород, мы задохнемся. Мы не можем оценивать эту сферу по каким-то критериям. Это кропотливая работа, которая делается не за один день, а за долгие годы. В этом году Ассамблее народов Татарстана 30 лет. В 1992 году был первый съезд, в 2007 –  второй съезд, в 2017 – третий. С каждым годом увеличивается количество национально-культурных автономий. Каждому народу дана возможность показать и представить себя – фестивали, ассамблеи, а сколько Домов дружбы построено по всей республике. Это не только форма, это материально-техническая база для того, чтобы все национально-культурные автономии там работали. Здесь и наша школа, где дана возможность изучать родной язык. Я прекрасно вижу, как татары стараются сохранить свой язык, развить. Так же они относятся и к другим народам, видят ценность родного языка для другого народа. Гениально сказано, что традиция – это не поклонение пеплу, а передача огня.

— Россия глобально встроена в мир. Как бы нас сейчас не пытались отменять, мы все равно часть этого глобального мира. Но из-за этого, например, во многих семьях отдают предпочтение изучению не родного языка, а английского или китайского. Вы не видите в том опасности?

— Если обратиться к истории, то в течение веков всегда какой-то язык был главенствующим –  латынь, греческий, в России французский, затем немецкий. Но в это же время люди создавали великие произведения, научные работы на русском языке. Мы не можем избежать этого, но это не должно быть в ущерб изучению родных языков. Это в первую очередь зависит от родителей. К нам в школу приходят мотивированные родители, потому что сами дети еще не понимают ценность родного языка. Поэтому здесь важна роль семьи. Как бы государство не старалось, если в семье это не делается, то всё очень сложно. Поэтому и сами родители должны понимать важность родного языка, потому что без языка национальность не сохранить. Не зная языка, ты теряешь свои корни, традиции. К нам даже приходят студенты, потому что в свое время родители их не отправили, а сейчас они понимают, что что-то утеряно.

— А есть сейчас у родителей мотивация к изучению родного языка их детьми?

— У нас есть такие родители, и наша школа благодаря им и работает. Их со временем становится только больше. У нас был небольшой спад в начале 2000-х, а сейчас много отделений, детей, что иногда даже говорим, что нет вместимости. Особенно заинтересованы в этом отцы в смешанных браках. Вы даже не представляете, сколько у нас пап, ожидающих детей, которые идут на изучение родного языка. Сейчас именно такая тенденция. Я думаю, это инстинкт самосохранения, вот у тебя есть наследник и он должен быть продолжателем твоего генетического «я». А в смешанных браках именно отцы чувствуют ответственность, что от него зависит, будет ли знать ребенок родной язык.

— Вы сказали, что желающих изучать родной язык становится больше, а становится ли больше желающих обучить родному языку?

— Это очень проблемный вопрос, который мы решаем. У нас есть бурятский, киргизский, грузинский, в этом году открыли узбекский и якутский. Раньше мог обучать носитель языка, который мог быть и юристом, но сейчас все это четко регламентировано по профессиональным стандартам, поэтому мы сейчас принимаем носителей языка с высшим образованием. При этом наша система допобразования позволяет пройти переподготовку. На основе первого высшего образования педагоги проходят у нас переподготовку, после чего преподают в школе родной язык.

— Но есть ли потребность в кадрах?

— Да. Сейчас у нас проблема с вьетнамским языком. Этот вопрос стоит на повестке у вьетнамской общины. Открытие отделений у нас – это инициатива национально-культурных автономий.

— А сколько детей учится у вас?

— На данный момент 500 человек только в нашей школе. В целом по республике 101 отделение воскресных школ, где обучаются более 1700 детей.

— Какой язык изучает самое большое количество детей?

— Это турецкий. Среди этих детей 99% – турки. Они изучают его как родной. Но если приходят те, кто хочет изучить его как иностранный, мы не отказываем, но у нас сейчас большая наполняемость. Очень много детей в азербайджанском отделении, а также в грузинском. В этом году у нас увеличился класс бурятского языка, потому что они семьями приезжают жить в Татарстан. У нас огромное отделение чувашского языка.

Люди приходят и хотят изучать родной язык в любом возрасте, поэтому у нас в лицензии прописано – дополнительное образование детей и взрослых. Мы можем принимать и взрослых, в основном приходят студенты и мамы из смешанных браков, которые вместе со своими детьми изучают язык своей второй половинки.

— Есть такое мнение, зачем нам свой особый путь, если можно сделать все по американскому образцу, где невероятное количество национальностей «сварилось» в большом котле и получились американцы. Как вы относитесь к этому?

— Это ужасное сочетание «вариться в котле» говорит само за себя. Мы же говорим о букете, состоящем из разных цветов, который каждый сам по себе красив. И чем дальше ты сходишь со своего пути, тем труднее туда возвращаться. Я считаю, что тот путь, по которому идет Россия, наиболее оптимальный. У грузин есть такое изречение, что, когда старшее поколение уходит, оно оставляет следы. И мы должны оставить такой же след, чтобы молодое поколение смогло встать туда. Он не должен быть потерянным и размытым. Это та дорога, по которой должны пойти твои дети дальше. Да, мир меняется, мы не говорим, что наши дети должны жить так, как мы. Но этот огонь не должен погаснуть.

Я много говорила раньше об общечеловеческих ценностях. Сейчас их затоптали, и вперед вышло личное «я», эго. Сейчас мы должны бороться за эти общечеловеческие ценности, ведь они заложены в каждом. В семье, как и везде в принципе, важен личный пример. Несмотря на то, что сейчас много субкультур, которые завлекают молодежь, если ребенок будет видеть этот стержень в семье, он все равно придет к этому. Самое главное нашему поколению не уйти с той дороги.

— Что в итоге важнее вариться в одном котле или сохранить многоцветие?

— Конечно, сохранить многоцветие и не менять аромат и цвета, ведь это так красиво. У каждого должен быть доступ к солнцу, к которому он должен стремиться.

— Спасибо, что пришли к нам в студию. Поздравляю Вас с Днем народного единства!

— Спасибо! Я тоже поздравляю весь многонациональный народ Татарстана с праздником!  

Подписывайтесь на наши Telegram-каналYouTube-канал, группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: