Телеканал
Налоговые органы приглашают граждан 18 и 25 апреля 2024 года с 09:00 до 20:00 на День открытых дверей по вопросам декларирования доходов физическими лицами. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Лейла Фазлеева: «Врачи – это особая категория людей»

Лейла Фазлеева: «Врачи – это особая категория людей»

Вице-премьер Татарстана рассказала о том, когда в Татарстане сформируется коллективный иммунитет, почему жителям республики не стали доплачивать за вакцинацию, что делать с антиваксерами и когда завершится пандемия.

- Лейла Ринатовна, здравствуйте! Мы завершаем второй год в условиях пандемии, и это не очень хорошая новость. Остался ли у нас запас прочности – у Вас, правительства, врачей, населения?

- Запас прочности однозначно есть у всех. Мы не говорим о правительстве, обо мне или о Вас, мы говорим в принципе о человечестве. Человек – очень интересное создание, запас прочности, запас сил у него очень большой.

Серьезные пандемии в любой исторический период, как правило, показывали, что стойкость людей и врачей, стойкость тех, кто работает в условиях пандемии, – это решающий фактор победы над эпидемией.

Как показывает практика развития человечества, никогда такие периоды не были простыми, но при этом стойкость и мужество всегда характеризовали людей, наше отношение друг к другу. Пандемии объединяют людей. Они меняют наш эмоциональный интеллект, меняют нас в целом.

- С какими результатами по эпидобстановке в Татарстане мы завершаем 2021 год?

- Мы завершаем год в стабильной ситуации. Прежде всего это удалось достичь благодаря тем людям, которые приняли решение о вакцинации.

Дело в том, что мы всегда спокойно относились к вакцинации, были лишь некоторые группы людей, выступающие против. Специалисты и эксперты в течение всего периода пандемии говорили, что вакцинация – это основной способ противодействия инфекции.

Но сегодня – мы все заложники большого «информационного бума» в СМИ, интернете.

У нас огромное количество информации, которую очень сложно «переварить». Некоторые из тех, кто был против, в итоге сами прошли процесс вакцинации.

- Скажите, а червь сомнения ни разу не посещал вас перед принятием решений в штабе?

- Конечно, посещал, но я доверяю мнению экспертов. Для меня эксперт - это человек, который имеет богатый опыт работы, это специалист, который напрямую встречает коронавирусную инфекцию и работает с пациентами.

Доверие к этим специалистам влияло на принимаемые решения. Оговорюсь, это не были решения одного-двух человек, они принимались комиссионно и коллегиально. Они подкреплены знанием, опытом и фактами. Это все продуманные решения.

- Вы переболели коронавирусом?

- Да. Я переболела еще до появления вакцины. Но через пять месяцев после перенесенного заболевания я прошла вакцинацию.

- Вы посещали ковидные госпитали?

- Да. Начиная с прилета первого самолета с пассажирами с лайнера Diamond Princes в Республику Татарстан.

Штаб постоянно в контакте с коллегами системы здравоохранения и врачами ковид-госпиталей. Особое внимание уделяется женщинам, которые ждут ребенка или недавно родили.

- Как обстоят дела с коллективным иммунитетом в РТ? Успеем ли мы достичь до конца года необходимый уровень?

- Чтобы его достичь, необходимо привить 80% населения РТ старше 18 лет. Цифра очень впечатляющая – это более чем 2 млн 437 тысяч человек. Сегодня привиты более 2 млн.

Мы близки к полному выполнению плана. Сложнее обстоят дела с населением старше 60 лет. На их мнение влияют слова близких, детей. Там, где родительско-детские отношения очень плотные, как правило, вся семья принимает решение о вакцинации.

Кроме того, необходимо отметить, что рекомендации по лечению коронавирусной инфекции, сопровождению пациентов, реабилитации перенесших COVID-19 периодически меняются.

- Сможем ли вакцинировать оставшихся 300 тысяч человек до Нового года?

- Нам не так много осталось. Если наша с Вами совместная беседа позитивно повлияет на чей-то выбор, буду рада. Скоро Новый год и некоторые считают, что лучше отдать предпочтение участию в мероприятии, а не вакцинации. Многие выбирают веселье, а не здоровье.

- В мире складывается сложная ситуация с новым штаммом коронавируса «омикрон». Проник ли этот вирус в Татарстан?

- Предусмотренные федеральными установками меры подразумевают, что все граждане, прилетающие из 10 обозначенных сложными по омикрону стран, проходят обязательное тестирование, находятся под наблюдением. Для них предусмотрены обсерваторы. Данная работа проводится в обязательном порядке.

Вы помните первый год распространения коронавирусной инфекции, когда мы разворачивали обсерваторы для всех прибывающих из стран, в которых ситуация была тяжелой.

Новый штамм однозначно распространяется в мире, с ним нам придется встретиться.

На сегодняшний день омикрон в РТ не обнаружен.

Всегда нужно помнить, что противодействием распространению инфекции является наша настороженность, соблюдение мер. Это наша с вами ответственность друг перед другом. Если мы имели контакт с человеком, который может быть заражен омикрон-вирусом, то нужно внимательно наблюдать за собой, исключить контакты, в случае появления симптомов незамедлительно обращаться к врачу.

Мы часто думаем, что нас не коснется. Это не тот случай, и ковид нас научил тому, что это касается всех и каждого.

Мне кажется, что любое наше действие, даже если оно носит ограничительный характер, это противостояние серьезному заболеванию. Ведь омикрон точно не обещает быть добрым по отношению к отдельно взятому Татарстану.

- Как Татарстану удалось буквально за два месяца выйти из списка регионов с критической ситуацией по COVID-19?

- Да, мы действительно находились в зоне критики. На это повлияло несколько моментов. Первый момент – низкий уровень вакцинации населения. Второй момент – крайне низкий уровень вакцинации населения 60+. Они остаются когортой людей, которым сложнее переносить заболевание. И третий – когда сошла вторая-третья волна, появился период спада, спокойствия, когда все близкие рядом, все хорошо. Это можно назвать расслабленностью, произошло снижение ковид-настороженности. Это показали и проверки в транспорте, и проверки на объектах, которые проводили сотрудники Роспотребнадзора и МВД по РТ.

В качестве позитивной практики и меры, благоприятно воспринятой особенно родителями, назову утренние фильтры. Благодаря термометрии, на объекты не допускали сотрудников с температурой, кашлем, насморком.

Усилилось внимание к состоянию здоровья детей – родители, если видели, что у ребенка насморк или температура, не отправляли их в образовательные учреждения.

- Почему новая волна пришла осенью? Не из-за того ли, что ковид-обеспокоенность у населения стала меньше и начали проводиться крупные спортивные мероприятия и концерты?

- Все ограничения, которые были прописаны для мероприятий, сохранялись: маски, санитайзеры, термометрия на входе.

Что иногда происходило на самом деле? Мы, проходя контроль, надеваем маску. Как только контроль над нами перестает осуществляться, маска сползает и исчезает. Это во-первых. Во-вторых, волна еще связана с тем, что в осенне-весенний период традиционно появляется всплеск заболеваний, связанный с ОРВИ и ОРЗ. Решающий фактор – наше собственное отношение к своей защите.

Отмечу, что многие не услышали или скептически отнеслись к призывам штаба и специалистов системы здравоохранения – берегите себя, вакцинируйтесь, соблюдайте меры.

В потоке информации не все нас слышали, хотя мы не на один день не прекращали пропаганду, прямые эфиры, брифинги, в ходе которых Роспотребнадзор и Минздрав РТ призывали всех вакцинироваться. Это звучало всегда, еженедельно, ежедневно, но решение принимал каждый добровольно.

Ограничительные меры были введены позже – при всплеске заболеваемости. Были введены меры, которые носили и носят, безусловно, непопулярный характер. Я убеждена, что они воспринимаются всегда критично, сложно, но всегда дают результат.

- Насколько вам трудно было принять решение по введению QR-кодов в транспорте?

- Цель введения кодов на транспорте – сохранение здоровья населения старше 18 лет и особенно тех, кому за 60. Не мы первопроходцы, эта мера работает в мире. Опыт ее реализации показал плюсы и минусы этой системы, показал, что снижение заболеваемости после введения таких мер не происходит моментально, требуется определенное время на разобщение населения.

Эта мера дала свои результаты. Мы видим снижение заболеваемости коронавирусом до 18% еженедельно. Мы видим снижение летальных исходов среди жителей РТ, уменьшается количество людей, которые имеют тяжелые формы заболевания.

Стоит отметить, что наибольшее количество обращений по транспорту было из Набережных Челов, не из Казани.

- Насколько Татарстан независим или зависим от федерального центра при принятии решений об ограничениях?

- Мы работаем в едином пространстве, есть оперативный штаб РФ, который после каждого заседания направляет поручения в адрес региональных органов власти и региональных штабов. Конечно, мы очень тесно взаимодействуем по транспортной схеме. За период пандемии в республике работали слаженно и с Министерством промышленности РФ, Министерством здравоохранения РФ, Роспотребнадзором и другими ведомствами.

- Как Вы думаете, почему общественные и политические деятели федерального уровня раскритиковали Татарстан за введение QR-кодов на транспорте в то время, как он не был введен по всей стране?

- Когда QR-коды вводили на транспорте в РТ, в том или ином варианте их уже рассматривали или вводили в 40 регионах.

Входы в общественные места по QR-кодам сегодня прижились, они работают, люди воспринимают это достаточно спокойно. В федеральном масштабе очень сложно поддержать такую меру, потому что она носит жесткий ограничительный характер. Истоком введения этой меры было огромное количество обращений жителей с жалобами, почему мы вводим меры в общественных местах, но не вводим меры в транспорте, где контактность высокая.

- Почему в Татарстане не была введена финансовая стимуляция вакцинации?

- Это не совсем корректно. Каждый должен принять этого решение сам. Этот вопрос в оперштабе поднимался, мы рассматривали меры стимулирующего порядка. Об этом разговор шел на федеральном уровне, как Вы знаете, наша жительница выиграла один из призов в рамках федеральной лотереи.

В РТ не принимались меры такого порядка, чтобы вакцинация не покупалась рублем. Это не совсем корректно, вакцинация – это та услуга, которая сегодня бесплатно предлагается населению РФ. За вакцинацию никто денег не берет, то есть платить за это некорректно.

- Скажите, как Вы второй год работаете в таком режиме? Были ли Вы в отпуске?

- Да, я была в отпуске однажды 5 дней, потом – 10 дней. В этот период в отпуск достаточно сложно уходить, пока так.

- Есть ли, по Вашему мнению, выгорание у врачей, которые работают с пациентами с COVID-19?

- Врачи умеют с этим работать, они умеют получать удовольствие от своей работы, даже от такой сложной. У нас потрясающий состав Республиканской инфекционной больницы, Республиканской клинической больницы, седьмой горбольницы, в ковид-госпиталях, которые расположены в Набережных Челнах, в Альметьевске. Это люди, которые с первого дня делают свое дело.

У тех, кто на передовой, истощается нервная система, но врачи умеют найти баланс. Мы обсуждаем на рабочих совещаниях состояние врачей, при необходимости подключаем психологов к работе в госпиталях.

Задержки скорых, очереди в МФЦ – оперштаб работал в каждой ситуации с правительством РТ, с правительством РФ, министры включались лично, и отказа никогда не было ни от одного министра. Все старались максимально сглаживать негативные последствия всех вводимых мероприятий.

- Ведется ли какая-то работа над ошибками? На основании писем граждан или обратной связи?

- Контролируется все. Обращения граждан и организаций, которые поступают в различные инстанции: аппарат президента, аппарат кабинета министров, в ходе прямых эфиров, в рамках брифингов.

Анализ обращений подтолкнул к решению начать прямые эфиры штаба, в которых участвовали эксперты экспертным мнением врачей-онкологов, врачей-акушеров, педиатров, врачей, которые занимаются сердечно-сосудистой системой.

Наш эфир, который был связан с онкологическими заболеваниями, долгое время вообще был одним из самых популярных эфиров в сети, потому что вопросы были очень серьезные для всех, кто имеет онкологическое заболевание. Вопрос о вакцинации мы рассматривали и с точки зрения врачей, работающих с детьми, а также с теми, кто работает со взрослым и пожилым населением.

- Какая самая болевая точка?

- Она меняется. При всплесках растет число обращений, связанных со скорой помощью. Как только появляются ограничительные мероприятия, наплыв вопросов связан с тем, что нравится или не нравится в этих мерах, со внесениями изменений в эти меры. Как только появляется вопрос документов (те же QR-коды), когда происходят, например, технические проблемы, растет количество обращений по этим темам. Как только ситуация выравнивается, появляются обращения, связанные с реабилитационными мероприятиями или с диспансеризацией.

Оперштаб – это не только встреча в четверг в 18:00 или в 15:00. Оперштаб работает в режиме нон-стоп. Если мы встречаем рейсы ночью, то там участвуют и представители транспортной системы, и представители Роспотребнадзора, и Минздрава. Если мы говорим о том, что вводится мера и она отражается в регистрах, соответственно, подключаются Минцифры, Министерство здравоохранения как РФ, так и РТ.

А сотрудники соцзащиты не выгорают?

- Я бы ответила Вам следующим образом: выгорают в этой ситуации все. Каждый житель беспокоится о себе, о своих близких, все нервничают, все устают от системы ограничений. Почему врачи, соцработники, учителя и представители средств массовой информации умеют найти в себе силы двигаться дальше при тяжелых обстоятельствах? Потому что это люди помогающих профессий, и их жизненное кредо – спасти кому-то жизнь, помочь человеку, который ограничен в своих возможностях в период пандемии.

- Каково Ваше отношение к антиваксерам?

- Они есть и будут. С ними нужно разговаривать, от них не надо прятаться. Время их убедит в том, что решения, принятые властями РФ и РТ, были верными. Они однозначно докажут свою состоятельность, и они будут ответом антиваксерам в спасенных человеческих жизнях.

- Жесткие меры по отношению к ним не стали бы применять?

- Я думаю, что эти меры они примут сами по отношению к себе.

- Как Вы считаете, когда все это прекратится?

- Я не теряю уверенности в том, что эта история закончится, потому что люди во всем мире понимают, что вакцинация и ограничительные меры будут работать. Уже все это поняли: и антиваксеры это поняли, просто флаг бросать не очень удобно, и те, кто стоит на страже этого всего – правительство, региональные власти.

Все понимают, что вакцинация и вводимые меры необходимы. Будем надеяться, что 2021 год станет финальным для этой истории.

В финале процитирую нашего врача-инфекциониста Дмитрия Владимировича Лопушова. Однажды он, призывая к вакцинации, с болью в голосе сказал: «Мы все время говорим о том, что мы бережем детство, и заботимся о своих детях. Так вот вакцинация – как раз и есть самая главная забота о наших детях, потому что, благодаря ей, мы сохраняем свою жизнь, жизнь своих близких, а значит заботимся о тех, кого мы должны вырастить».

Поделиться:
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 17:05 25.12.2021
    Без имени
    На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи