Телеканал
Налоговые органы приглашают граждан 18 и 25 апреля 2024 года с 09:00 до 20:00 на День открытых дверей по вопросам декларирования доходов физическими лицами. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Как уберечь ребенка от суицида?

Как уберечь ребенка от суицида?

В Казани 17-летний школьник покончил собой прямо в день рождения отца, причем до этого на своей странице в социальной сети он выкладывал картинки, на которых герои мультфильмов сводили счёты с жизнью. Психологи уже расценивают это как настоящий крик о помощи, а психиатры бьют тревогу: несмотря на отсутствие открытой статистики по подростковым суицидам, среди молодежи резко возросло число покончивших с собой. О том, как не допустить этого и что делать родителям, чьи дети уже заикнулись о суициде, «Татарстану-24» рассказали специалисты.

Когда люди особенно подвержены суицидам?

Психиатры выделяют четыре критических периода жизни человека, когда он особенно подвержен суицидальным настроениям. Это послеродовой психоз, когда женщине особенно тяжело смириться с новой для нее ролью матери (или, к примеру, когда малыш не выжил), кризис среднего возраста – после 40 лет, выход на пенсию и тот самый, подростковый период, когда молодежи особенно присущи импульсивные решения.

И вот здесь стоит быть внимательнее не столько самим подросткам, сколько их родителям и взрослому окружению – учителям, педагогам, тренерам. Вероятно, на проблемы 17-летнего выпускника одной из казанских гимназий никто не обратил внимания, даже несмотря на то, что он буквально вопил о них посредством соцсетей, уверены психологи.

«Возможно, это был призыв ко взрослым или ровесникам – то, что мы видим. И это, безусловно, касается не только этого подростка – это касается всех детей. Родители должны быть вовлечены, они должны внимательнее относиться к тому, чем живут и занимаются их дети. Но это не говорит о том, что нужен тотальный контроль. Кроме этих картинок, наверняка были и другие предвестники такого поведения», – уверена доцент кафедры психиатрии КГМУ Светлана Кузьмина.

Однако психиатры с мнением о предвестниках суицида не вполне согласны:

Лейла Шайдукова, профессор кафедры психиатрии КГМУ, детский психиатр, психотерапевт:

«В последнее время уровень подростковых суицидов вырос и вырос значительно. Подростки, к ним относятся как ранние, с 12 до 14 лет, так и поздние, с 14 до 17 лет, заканчивают жизнь через повешение. Это мужской тип. Этому предшествуют увлечение аниме, маргинальная деятельность, ритуальные действия, сакральные действия, увлечения странные и необъяснимые. И эти подростки завершают жизни абсолютно неожиданно для окружающих».


Читайте также: Директор гимназии, в которой выпускник покончил с собой, обвинила во всем компьютерные игры


 Что должно насторожить окружающих в поведении ребёнка?

Как правило, перед суицидом поведение подростка неумолимо меняется. И хотя это трудно понять, ведь для школьников вообще характерно переменчивое поведение, родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • Замкнутость. Вместо обычно приветливого и общительного подростка ужинать на кухню к родителям приходит малоразговорчивый человек, который почти не рассказывает о своих делах, мечтах, проблемах. Особенно внимательными следует быть тем родителям, чьи дети ранее охотно делились новостями.

Кроме того, специалисты призывают внимательно слушать ребёнка, а не просто машинально кивать, думая о своем: здесь важно ответить себе на вопрос: «А знаю ли я, о чем мечтает мой ребенок?». Не в плане потребностей о новом телефоне или скутере на день рождения, а о более глобальных желаниях: кем он мечтает стать, с кем собирается построить семью, в кого влюблен сейчас, каких успехов ждет от занятий в секции, в которую ходит.

  • Ребенок уходит в интернет. Все больше времени он проводит в интернете, будь то игры или общение в чатах. И насторожить должно, скорее, второе, а не первое. Если у ребенка появились новые друзья, то почему бы об этом не узнать родителям? Если подросток не спешит поделиться этим, значит есть что-то, что родители могут не одобрить.

«Он больше проводит с ним времени. Выходит в чаты, общается с каким-то людьми, которые дают ему императивы. Очевидно, что это деструктивные чаты и они не могут принести ничего хорошего», – считает детский психиатр Лейла Шайдукова.

  • Изменение поведения. В том числе, в положительную сторону. Если вдруг ребенок стал резко дружелюбен, идет на контакт, это тоже должно привлечь внимание родителя к его внутреннему миру. Ведь иногда именно таким способом школьник скрывает истинные мотивы и причины. Это становится понятно, если подросток стал угрюмым, начал грубить, часто огрызается, сменил круг общения, стиль, причёску, стал хуже учиться, перестал посещать секции или кружки, которые раньше нравились. Очевидно, что в жизни ребенка настали какие-то перемены, и зачастую именно они служат маркером проблем.
  • «Конфликт». Кроме того, психологи уверены – мысли о суициде у подростков часто носят ситуативный характер. Иначе говоря, школьник сталкивается с какой-то жизненной ситуацией, разрешить которую просто не в состоянии. Здесь взрослые люди должны взять инициативу в свои руки.

«Мысли о суициде – это, скорее всего, следствие какой-то неразрешённой ситуации, социального конфликта. Важно понимать, «о чем» ребенок, чем он живёт, помочь ему разрешить ситуацию, которая возникла в силу его жизненной возрастной незрелости. Поскольку он пока еще незрелая личность, он не может противостоять проблемам. То есть те ситуации, которые для взрослого не являются триггерными точками, для ребёнка воспринимаются как катастрофы. Важно не допустить таких ситуаций, когда ребенок оказывается без помощи окружающих», – подчеркнула доцент кафедры психиатрии КГМУ Светлана Кузьмина.

Что делать, если ребёнок открыто говорит о своем намерении покончить собой?

По мнению психологов, вполне можно обойтись длительным разговором по душам. Но не только с самим ребенком, а еще и с его ближайшим окружением, ведь именно одноклассники и педагоги видят подростка большую часть дня, становятся невольными свидетелями перемены его настроения и состояния. Но эти советы, скорее, по предотвращению подобных мыслей.

«Разговаривать. Находить общий язык. Самый правильный путь, если дома разрешить ситуацию сложно, надо обращаться к психологам. Общаться с классным руководителем, если есть возможность, выстроить диалог со сверстниками ребенка, он же находится не в вакууме, а общается с одноклассниками, референтными группами, и они как раз видят его чаще, чем родители. Нужно выстраивать диалог не только с ребенком, но и с одноклассниками, педагогами и психологом школьным, если речь идет о том, что возникают угрозы», – добавила Светлана Кузьмина.

А вот психиатры уверены, что подобные угрозы ни в коем случае нельзя спускать на тормозах и уж тем более пытаться уговорить ребёнка ничего с собой не делать. Угрозы самоубийства сами по себе диагнозом не являются, но считаются маркером серьёзных проблем с психикой. 

«Никакие уговоры здесь неуместны. Ясно, что речь идет о тяжёлой патологии. Либо это депрессия тяжелая, маскированная, улыбающаяся, тревожная – их много. Либо это вялотекущая шизофрения, и она может перейти в бредовую форму. Ни в коем случае не сидеть и не уговаривать ребенка не совершать самоубийство! Этого делать нельзя! И не надо ходить к психологу. Он не имеет медицинского образования. Он не знает клиники психических заболеваний, а это – психическое расстройство. Психолог работает с относительно здоровой личностью без диагноза психического расстройства. Как только возникают угрозы психического здоровья, в дело должен вступить психиатр», – убеждена Лейла Шайдукова.

Родителю вместе с ребёнком нужно обратиться к психиатру, и именно он должен разобраться и поставить правильный диагноз. Ведь нередки случаи, когда дети просто манипулируют такими угрозами, чтобы привлечь внимание родителей к себе, своим проблемам или в качестве давления на жалость.

Если же неблагоприятные прогнозы подтвердились конкретным диагнозом, то может последовать госпитализация. Дело в том, что существует «Закон о психиатрической помощи», где сказано, что недобровольной госпитализации должны подвергнуться лица, которые опасны для себя или окружающих. Либо у них есть заболевания, которые на момент обращения могут не быть опасными, но все течение говорит о том, что случится беда. Другими словами, вопреки воле и желанию подростка действительно могут госпитализировать для обследования, постановки точного диагноза, назначения курса лечения, терапии. Затем врачи определятся с дальнейшим планом действий. То есть вероятность, что на этапе терапии пройдут и суицидальные мысли, и деструктивное поведение, и другие патологии.

«Меня поражает, что вокруг столько случаев беды с подростками, и самое время обратиться к психиатру, и даже согласиться, чтобы ребёнок лег в больницу для обследования, но большинство этого не делают. Страхи велики потому, что не знают, к чему приводит [лечение]. А страхи смешные по сравнению с повешением собственного ребенка. Да, поставят на учет, возможно лишаться водительских прав, да, скорее всего, некоторые профессии будут ограничены. Но и это необязательно. Существуют подростковые реакции, то есть когда заканчивается подростковый возраст, заканчиваются и реакции. Необязательно, что диагноз останется на всю жизнь. Есть консультационные группы: три года наблюдаем, если ничего не происходит – снимает с учета», – отметила Шайдукова.

Куда обращаться?

Если говорить о своей проблеме лицом к лицу со специалистом пока сложно, можно обратиться по номерам служб доверия, многие из которых работают в круглосуточном режиме. На том конце провода – психологи, работающие с кризисными ситуациями.

  • Телефон доверия для детей, подростков и их родителей (звонок бесплатный и анонимный) 8-800-2000-122;
  • Служба экстренной психологической помощи КЦСО «Доверие» - 277-00-00;
  • Кризисная линия доверия - 8-809-505-33-90 (круглосуточно);
  • Отделение психолого-педагогической помощи «Сердэш» - (843) 571-3-571;
  • Центр психологической помощи при городской психоневрологической больнице (круглосуточно) (843) 279-55-66 или (843) 279-55-80;
  • Кризисная линия доверия (круглосуточно) 8-800-333-44-34.

 

Автор статьи: Дарья Петрова

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: