Телеканал
Налоговые органы приглашают граждан 25 апреля 2024 года с 09:00 до 20:00 на День открытых дверей по вопросам декларирования доходов физическими лицами. Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

Депутат Госдумы Максим Топилин: «Правительство получило право очень быстро маневрировать»

Депутат Госдумы Максим Топилин: «Правительство получило право очень быстро маневрировать»

Глава комитета Госдумы по экономической политике рассказал о планах выхода из кризиса, задачах правительства в условиях санкций и мерах поддержки граждан и бизнеса.

- Максим Анатольевич, здравствуйте! Насколько я знаю, сейчас Госдума оперативно разрабатывает законы, направленные на снижение санкционного давления. Как глава комитета по экономической политике какие значимые разработки вы сейчас видите? Какие задачи стоят перед вами?

- Это время показало, что очень важно взаимодействие между правительством и Госдумой. Определенная практика в законодательстве на какие-то «шоки» у нас была и в 2008, 2014-2015 годах. В те годы было сложнее, необходимо было придумывать инструменты, сейчас опыт наработан.

Прежде всего, задача заключалось в том, чтобы дать правительству достаточно большое количество прав, которые оно смогло бы реализовывать, не меняя законодательство – допустим, более свободно относиться к поступлению доходов, распределять их таким образом, чтобы каждый раз не вносить изменения в закон. То есть правительство получило полномочия оперативно реагировать на ситуацию как в финансовом плане, так и внося в бюджетную роспись. 

Многие не понимают, зачем ЦБ повысил ставку. Но это было единственным способом удержать инфляцию. Мы говорим, что она растёт, но в последние месяцы инфляция стала падать – если раньше темп был почти 1% в неделю, то теперь это уже 0,5%. Как только Центробанк повысил ставку, коммерческие банки и госбанки тоже повысили ставки по кредитам, они были больше 20% первое время. Это позволило обеспечить сохранность вкладов, денег в экономике и гарантий. 

- Ускорение регламентов рассмотрения – это как раз одна из мер, которая может быть антикризисной. В связи с этим не снижается ли контроль со стороны Госдумы за этими решениями? 

- Он не снижается по одной простой причине – ещё несколько лет назад была придумана и реализована конструкция, при которой есть механизм трехсторонней комиссии. В неё входят члены Парламента и Совета Федерации. В рамках трёхсторонней комиссии Дума, Правительство и Совет Федерации принимают решения по дораспределению денег, в том числе для регионов и отраслей, поэтому это все находится под контролем парламентариев. Кроме этого, существуют постоянные отчеты правительства, поэтому здесь вопросов, связанных с уменьшением контроля, нет. Сейчас очень важно, чтобы принятые решения очень быстро доходили до конкретных получателей бюджетов. 

- Сейчас в обществе много панических настроений. О происходящем высказываются крупные бизнесмены и коммерсанты. После выступления Мишустина у вас появилась какая-то надежда? Какие вы видите пути по выходу из кризисной ситуации?

- У нас не было неуверенности, потому что страна уже сталкивалась с аналогичными явлениями. Мы живем в санкциях постоянно. 

Сейчас важно, чтобы представители бизнес-сообщества поняли, что им придется разбираться во всем. Многие пытаются вытащить товар, деньги через счета. Деньги чаще всего застревают не из-за санкций, а потому что банки на той стороне боятся, что им за это будет наказание от их государства. Это ещё раз доказывает, что их действия не просчитаны, решения принимаются без расчета ущерба для их потребителей. 

Мы же видим ситуацию с сахаром, его какое-то время не было, но сейчас он есть на полках, хотя цена и выросла. Но и в Германии, Испании пропадают разные виды продукции – это тоже давление. Мы тоже принимаем контрсанкционные меры, защищая свой рынок, чтобы обеспечить граждан всем необходимым. Михаил Мишустин и Владимир Путин не раз говорили о том, что мы не собираемся уходить из международной кооперации, нам, наоборот, понадобится гораздо большее количество усилий, чтобы действовать в восточном, китайском направлении, в направлении Южной Америки, Африки. Придётся где-то вручную, где-то с помощью бизнес-структур собирать новые логистические цепочки. 

Сейчас все должны понять, что даже если все поменяется, нам необходимо выстраивать внешнеэкономические связи на базе собственного производства. По мере того, как это будет происходить, нам придётся принимать меры стимулирования, чтобы секторы развивались. 

- Человек понимает, что он рискует – через год все может измениться, а он уже вложился. Что может быть гарантией в таком случае?

- Запрещать покупать где-то мы не будем, у нас есть другие инструменты. В рамках Евразийского сообщества стран мы договорились об обнулении импортных пошлин на те товары, которые сейчас нам необходимо ввозить дешевле. 

Сейчас важна и курсовая политика. Мы приняли ряд мер, в том числе и обязательную продажу валютной выручки, а также всего, что связано с приобретениями валюты. Курс фактически опустился до 70 рублей за доллар. С точки зрения импортозамещения, действительно, покупать дешевле будет там – это очень тонкая тема, здесь важна позиция Минфина и ЦБ. Мы видим, что ЦБ постепенно работает над тем, чтобы курс немного подрастал, ведь от него зависят наши доходы, которые мы получаем от продажи газа и нефти – это бюджет. 

Когда мы говорим о гарантиях для малого бизнеса, необходимо подумать о том, чтобы были дополнительные стимулы по таким программам, если мы видим, что это критический импорт. Сейчас над этим работает Минпромторг, на площадке «Единой России» также был создан соответствующий проект по импортозамещению. Главное, понять, какие позиции мы готовы производить. Если мы готовы что-то делать, то мы должны вместе с малым бизнесом и предпринимателями подумать над системой создания долгосрочных контрактов. 

- Максим Анатольевич, вы правы. Власти уже говорили про отмену проверок для бизнеса. А можно ли в этой ситуации уменьшить НДС?

Первый закон, который мы приняли, – отмена проверок для малого бизнеса на этот год, для IT-компаний – на 3 года. Правительство приняло постановление, по которому отменены проверки по всем отраслям, за исключением пожарных историй и санитарно-эпидемиологических проверок для детских учреждений. 

Что касается НДС, то нужно понимать, что он формирует федеральный бюджет и экономическую стабильность, поэтому я бы не стал говорить, что такие ключевые налоги надо отменять. Льготную ставку НДС установили для туристического бизнеса. Сейчас правительство рассматривает вопросы, связанные с электронной промышленностью с точки зрения льготного налогообложения. 

- За границей национализируется имущество нашей страны, арестовываются счета, у посольств забираются здания. Почему бы нам не забрать их доли? 

Мы не должны уподобляться такой практике. Как реакция на заморозку наших резервов там, Минфин и ЦБ приняли меры к имуществу иностранных контрагентов, но аккуратно. Что касается бизнеса, то мне кажется, что эффективнее было бы, если бы не государство брало это на себя, а бизнес сам решил этот вопрос. Важно, чтобы сохранилось то, к чему привык потребитель – качество, например.

- Кудрин заявил, что инфляция будет на уровне 20%. Кто-то говорит, что эту цифру надо умножать на 2. Что можно с этим сделать? Как компенсировать инфляционный рост зарплатами?

Сейчас нельзя точно сказать, какая будет инфляция. Последние данные о недельной инфляции – это уже уменьшение на треть недельных темпов прироста. По таким расчетам годовая инфляция может быть примерно на уровне 16-20%. Именно поэтому мы сразу приняли пакет мер по расширению полномочий правительства. Законодатели дали ему право не менять технологию индексации пенсий, минимальных зарплат, а проводить дополнительную индексацию, потому что период болезненный, но мы надеемся, что он временный. Это касается и детских пособий – были введены пособия для детей до 18 лет включительно в семьях с доходом ниже прожиточного минимума. 

Когда я работал в Министерстве труда, для нас это было целью. Сначала мы сделали пособия до 1,5 лет, затем до 3 лет, в 2020 году приняли решение расширить до 7 лет. Мы думали о разных схемах, потому что это очень затратная история. Решение об увеличении до 18 лет стоит около 600 млрд рублей на 9 месяцев этого года. 

В моём понимании пособия — это самый ключевой способ снижения бедности. 85% бедности сосредоточено на семьях с детьми. Правительство сейчас разрабатывает систему социального казначейства. Суть в том, чтобы люди не ходили за справками, а пособия выплачивались лишь по заявлению. 

- Ещё одна проблема, влияющая на бедность, – это оплата по тарифам, коммунальные услуги. Нет ли в планах заморозить их на санкционное время? 

В нынешних условиях по большому счету эти тарифы заморожены капитально, потому что по нашему законодательству их индексация должна быть 1 июля, и она произошла до всех этих событий – на 4-5%. Сейчас вопрос в другом: как удержать эти тарифы в связи с тем, что инфляция гораздо выше? Расходы на водо-, энерго-, теплоснабжающие организации тоже растут, есть ещё и импортозамещающая составляющая – трубы, компоненты, счётчики, приборы. Еще 5 лет назад счетчики были импортные, сейчас мы научились их делать.

Кроме того, у нас есть институт и инструмент компенсации гражданам тарифов за коммунальные услуги. Сейчас планка – 22% доходов. Ели у вас расходы на коммунальные платежи больше, чем 22% ваших доходов, то вы имеете право на компенсацию. Эту планку хотят снизить. Решение пока не принято, но мне кажется, что в условиях этих изменений оно будет своевременным и справедливым. 

- Не планируются ли такие же послабления для СМИ? Будут ли вводиться невозвратные кредиты на выплату зарплат сотрудникам?

- Что касается зарплат и кредитов, здесь есть программа поддержки рынка труда, которую правительство уже объявило. Это не те меры, которые принимались во время пандемии. Здесь речь идет о том, чтобы такие средства выделялись для других целей – это дополнительный найм молодых специалистов и переобучение сотрудников. 

Что касается рекламы, сейчас нужны разные инициативы, вплоть до разрешения рекламы того, что было запрещено, – табака, алкоголя и так далее. Нужно все взвесить, посмотреть, как это повлияет на СМИ, посчитать. 

- Что для вас Татарстан? Как часто здесь бываете? Какие вопросы задают вам люди? 

- Первые серьезные взаимодействия с республикой были, когда разразился кризис 2008 года. Тогда Татарстан и Самарская область, в которых два производителя – «Автоваз» и «Камаз» – оказались в непростой ситуации. После этого появилась программа «Доступная среда» – в торговых центрах, метро, банках появились пандусы, тактильные средства, лифты, подъемники и так далее. Эта программа была опробована именно в Татарстане. 

Что касается обратной связи, вчера я был в Тетюшском районе на встрече с предпринимателями. В качестве примера: мы предоставляем кредитные каникулы малым организациям. Предприниматели говорят: «Нас включают в перечень недобросовестных плательщиков». Я как раз разбирался с этим. Действительно, по закону это должно включаться в кредитную историю. Однако за этим не должно следовать каких-то реакций, но банки этого людям не объясняют. Очень важно, чтобы штабы на региональном уровне отрабатывали все эти технологии, чтобы все попадало как можно быстрее. 

- На ваш взгляд, какие задачи стоят перед Татарстаном? 

- Мы сейчас очень плотно работаем по проектам, которые реализовывались «Татнефтью» в ОЭЗ «Алабуга». На днях готовят законопроект по нефтепереработке по тем условиям, по которым он задумывался, потому что поменялось законодательство и появилась необходимость в изменении всего проекта.

Из свежих примеров – это все, что связано с особыми экономическими зонами. Раньше нельзя было в ОЭЗ реализовывать проекты, которые облагаются акцизами. Когда ввели акциз на жидкую сталь, ряд проектов в «Алабуге» оказались под риском нереализации. Мы объяснили коллегам в правительстве, что эти проекты должны продолжаться и получить свое развитие. Буквально недавно президент подписал закон, по которому в ОЭЗ теперь можно производить товары, продукты и проекты из жидкой стали, что как раз и было необходимо для Татарстана. 

Подписывайтесь на наши Telegram-канал и YouTube-канал и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

 

Мы в ЯНДЕКС.ДЗЕН

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: