Ришат Хамидуллин: «Время не стоит на месте, но базовые ценности в религии остаются»
Заместитель муфтия РТ по информационной политике Ришат хазрат рассказал о том, что месяц Рамадан означает для верующих, а также как со временем изменились ифтары
— Ришат хазрат, здравствуйте. Вот и подходят к завершению месяц Рамадан и наступает Ураза-байрам. Это один из главных мусульманских праздников. Что он означает для верующих?
— Здравствуйте, в течение месяца мы ради Всевышнего отказываемся от еды, питья, половой близости, больше внимания уделяем молитвам. Есть специальные намазы, которые проводятся в течение месяца в мечетях, а также ифтары, объединяющие людей. Не зря это время называется еще и месяцем Куръана, в течение месяца нужно по возможности прочитать Куръан. То есть человек отказывается от того изобилия, которое есть вокруг, начинает больше задумываться о своей истинной сущности, борется со своим нафсом (эго), старается совершать больше благих дел, старается стать лучше. И ознаменовывается этот месяц Ураза байрамом. — Вот бывает смотришь на человека, он читает молитвы, держит Уразу, а поступки совершает нехорошие. Почему так?
— Работать над собой очень сложно. Особенно, когда тебя окружает изобилие, сдерживать себя сложно. Религиозные обряды, которые совершает человек, это еще не показатель. Всевышний всегда дает возможность выбора. И за каждый поступок человек, верующий он или нет он будет отвечать перед Всевышним.
— То есть, соблюдение всех обрядов индульгенцию не дает?
— Нет, все от Всевышнего Аллаха зависит. Мы не можем здесь предполагать, примется или не примется наша молитва прощения. Если Всевышний захочет, он примет. Но приведу вам банальный пример. У меня есть знакомые. У них сын попал в аварию. Они в мечеть не ходили, но очень хорошие люди. Так вот, попал сын в аварию. В больнице хирург сказал, что он находится на грани жизни и смерти. Родители предлагали и деньги, и чтобы его отправили за границу. А врач сказал, что в данной ситуации уже ничего не поможет и им остается только молиться. Они пошли в мечеть, днем и ночью молились. Их сын выжил, после этого у них отношение к религии изменилось. Религия говорит о базовых человеческих ценностях. Но все люди не ангелы.
— ДУМ Республики Татарстан активно помогают нашим бойцам, которые находятся в зоне специальной военной операции. Вы собираете гуманитарный груз, туда постоянно ездят представители духовного управления мусульман. Сейчас завершается месяц Рамадан, верующие там должны были держать Уразу. Есть какая-нибудь информация, как чтящие законы ислама бойцы провели этот месяц?
— Да, у нас духовное управление на постоянной основе отправляет гуманитарные грузы, в зоне СВО у нас есть именные батальоны. Очень часто хазраты и муфтий Татарстана Камиль хазрат лично выезжали на передний край и лично все передавали. У нас во многих мечетях люди сами готовят супы, вяжут носки и другую одежду, которую потом собираем в духовном управлении и отвозим. Насколько я знаю, многие держали Уразу, отсюда им подарки отсылались, чтобы после захода солнца они могли провести разговение. На днях мы подготовили две мобильные мечети для бойцов. В машине можно прочитать намаз, а также использовать для перевозки раненых и грузов.— Тем, кто исповедует ислам рекомендуется есть халяльную продукцию. Как в зоне специальной войны операции обстоят с доставкой продуктов изготовленных в соответствии с исламскими законами?
— Да, есть такие трудности. К нам обращаются, мы закупали халяльную тушенку и большими партиями туда отправляли. Есть и сухпайки халяльные.
— Мы с вами затронули тему ифтаров, и сейчас широко обсуждается тема платных ифтаров. У некоторых верующих возникают вопросы и опасения, ведь иногда ведь туда приходят люди, которые Уразу не держат и даже не знают, что это. Какое у вас отношение к подобным мероприятиям?
— Есть сейчас тематические ифтары, например, fashion Iftar, business ифтар и так далее. В исламе важно какое намерение имеют люди, которые этот ифтар организовывают. Так организаторы большого ифтара, который прошел в Казани, все деньги, которые были собраны с этого мероприятия, отправили на благотворительность в детские дома и на поддержание медресе. Мы это поддерживаем. Но если человек проводит ифтар, чтобы заработать деньги, то это неприемлемо. Мы выступаем против. Да, приходят люди, которые не держат Уразу. Но может это возможность человека познакомиться с какими-то базовыми ценностями ислама, узнать о культуре и традиции. Поэтому бывает такое, что мы приглашаем своих знакомых, чтобы у них была какая-то информация и они начали размышлять об этом. Сейчас все быстро движется в мире, некоторые говорят, что им не хватает духовности. Ифтары часто носят образовательный характер. Предприниматели, например, обсуждают, как делать бизнес халяльным.
— Давайте поговорим о fashion Iftar. Посмотрел кадры оттуда. Но разве это не противоречит духу самого месяца Рамадан, когда ты ограничиваешь себя в чем-то, там ведь представлена дорогая и очень красивая одежда?
— Время не стоит на месте. Нельзя сравнивать те подходы, что были десятилетия назад и то, что сейчас. При этом базовые ценности остаются всегда, но подходы к реализации изменились. Вообще таких тематических ифтаров не так много, где-то 2-3, просто их сильно пиарят. А в Татарстане около 1600 мечетей, почти в каждой мечети проводятся ифтары, да и дома их проводят. Но никто об этом не кричит, потому что это внутреннее дело.
— На ваш взгляд, насколько больше сейчас стало молодежи среди верующих, которые приходят в мечети?
— Молодежи стало больше, количество верующих в Татарстане увеличивается. В Казани больше 80 мечетей, все они полные. Люди и на улицах намазы читают. В Куръане мы можем найти ответы на все вопросы, которые есть. Чтобы в этом разобраться лучше, у нас есть комментарии ученых, медресе и курсы при мечетях. Все больше людей получают религиозное образование. Люди находят в религии ответы на свои вопросы.
— Люди сейчас приходят к Аллаху, к религии от того, что они уже пресытились материальным?
— У всех свой путь. Кто-то приходит через трагедию, а кто-то, например, прочитал книгу и Всевышний открыл ему сердце. Среди моих знакомых есть много людей, которые в пенсионном возрасте только начали что-то понимать, все боятся смерти.
— А что же движет молодежью, которая приходит к религии?
— Молодежь задумывается о будущем, они думают о том, что с ним будет дальше, находят для себя те ценности, которые, возможно, им в семье или обществе не привили.— А какие сейчас основные задачи и, возможно, проблемы стоят перед духовными лидерами мусульманского сообщества?
— Больше социальные проблемы, наверное. Нужно показывать, что важно помогать ближним, заниматься благотворительностью. Ведь чем больше отдаешь, тем больше Всевышний возвращает. Есть и проблемы алкоголизма, наркомании, повышения рождаемости. Мы работаем над этим. Ну и конечно же возрождение духовности.
— Ришат хазрат, позвольте поздравить вас с завершением месяца Рамадан и с наступающим праздником Ураза-байрамом, а также в вашем лице и всех правоверных мусульман. Пусть все в нашей жизни будет замечательно, в том числе и благодаря вашим молитвам.
— Пусть Всевышний примет наш пост и простит все наши грехи, которые мы совершали прежде, даст нам возможность попасть в райские сады. Пусть наши близкие будут на прямом пути, на пути к Аллаху. Пусть Всевышний даст крепкого здоровья, долгих лет жизни. Чтобы был мир вокруг, чтобы наши ребята вернулись живыми и здоровыми, и люди стали добрее.
— Спасибо, будем надеяться.