22 февраля 202509:17

Генерал-майор Александр Бородин рассказал о том, как молодежь учат любить и защищать Родину

В преддверии Дня защитника Отечества руководитель штаба «Юнармии» в РТ высказался о важности воспитания патриотизма

— Александр Ильич, наша программа выходит в преддверие Дня защитника Отечества, поэтому давайте поговорим о любви к родине. На ваш взгляд, можно ли ее воспитать?

— Любовь к родине начинается с семьи. Ребенок сначала любит родителей, братьев и сестер, свой дом. Когда он приходит в школу, начинает любить своих друзей, школу, а дальше и свою деревню или город и свой край. У меня старший сын полковник. Я его не заставлял идти в армию, но он смотрел, как отец рос, становился капитаном, майором, подполковником, полковником, объезжая гарнизоны. Потом второй сын родился, он Суворовское училище окончил, после поступил артиллерийское училище, послужил в войсках, сейчас продолжает службу. Он теперь майор. А мой внук тоже окончил Суворовское училище, затем поступил в Рязань на спецназ, служил под Краснодаром, теперь участвует в СВО. На примере семьи они полюбили армию и свою родину. Я ведь не сразу в Казань попал, мы проехали всю Среднюю Азию, в буржуйках жили. Дети все это видели, им нравилось. Я горжусь, что они стали военными.undefined— Вы - руководитель штаба «Юнармии» в республике. Это движение было создано как раз с целью воспитания патриотов, которые готовы встать на защиту страны?

— «Юнармия» была создана для того, чтобы воспитывалась военная патриотика. Наши ребята активные, мы за 9 лет по результатам среди всех регионов ниже второго места не опускались. В 2024 году наша «Юнармия» стала примером для всех. Это большая работа в первую очередь самих юноармейцев. В каждой школе у нас 1211 отрядов, 40 местных штабов и 49 домов «Юноармии». Мы создаем программы военно-патриотической направленности. Вступить в наши ряды можно с 8 лет. Отряд в школе создают по поступившим заявлениям. Потом из этих ребят назначают командира и его заместителя. Директором назначается координатор отряда, как правило, это преподаватель основ безопасности защиты Родины. Это как факультативное занятие. Мы вплотную работаем с министерством образования и молодежи республики и другими ведомствами. Недавно мы провели смотровой конкурс кадетский школ в честь генерал-лейтенанта Героя Советского Союза Гани Сафиуллина. Юнармейцы участвуют и в «Зарнице 2.0» от «Движения Первых», показывают хорошие результаты.

— Мы с вами заканчивали советскую школу, у нас был такой предмет, как начальная военная подготовка. Там мы учили как, например, разбирать автомат, ходили на стрельбище, учились пользоваться противогазом. Сейчас «Юнармия» - это как бы замена тех образовательных предметов, которые были в советское время, или же это что-то другое?

— Нет, это не замена. На сегодняшний день в общеобразовательный курс школ введена основа безопасности защиты Родины. Там очень много предметов по военной тематике. Есть и медицинская, и тактическая подготовка. Такое обучение начинается с 8 класса. А в «ЮНАРМИИ» обучают этому более углубленно, используют усиленную методику преподавания для всех этих направлений. Помимо этого, наши ребята пробуют себя и в работе корреспондентами. Уже задают такие вопросы, ответ на которые приходится долго искать. Также ни одного парада не обходится без юнармейцев.

— Александр Ильич, вернемся к воспитанию любви к Родине. У нас есть определенная прослойка людей, которая не понимает, как с помощью методов обучения военному делу можно воспитать любовь?

—  Вот и плохо, что у нас в последнее время почему-то в семьях стали так говорить. Некоторые ребята сами хотят поступать в военное училище, а родители их тормозят. Несмотря на то, что многие училища были закрыты, сейчас они восстанавливаются. В Саратове, например, открыли артиллерийское училище. Нужно вновь заниматься преподавательским составом.

—  Вы же были руководителем училища. И как раз так случилось, что, когда вы пришли, реформаторы стали их закрывать.

— Нет, когда я пришел училище было ракетное, три года я выпускал ракетчиков. Наоборот доказал главному управлению военных учебных заведений, что нельзя училище закрывать, потому что там развивается военная наука. И училище стало артиллерийским, а также был создан диссертационный совет, чтобы молодые умы прямо там могли получать кандидатскую и докторскую степень.

— Но училище все же закрыли. Сейчас пришло понимание, что это было зря. Вы говорите, что их собираются восстанавливать. Как же теперь это сделать, как набрать преподавательский состав?

— Об этом будут думать, создавать курсы для того, чтобы подготовить людей. У нас русский характер, нам нужны сложные задачи. Уверен, что все заработает.

— Александр Ильич, вы чуть ранее подняли очень важную тему. Сказали, что многие юнармейцы хотели бы пойти учиться в военные училища, но родители их стремления не поддерживают. В моем детстве звание офицера звучало очень гордо, все на улице обращали на то внимание. Получение образования военного училища считалось престижным, потому что там давали невероятно объемные знания по всем предметам. Но когда произошло смещение этого приоритета?

— Это произошло не так давно. Даже в 90-е годы нам удалось отстоять свое училище.undefined— Сейчас, для того чтобы вернуть престиж военному, что необходимо сделать?

— Работать надо, убеждать ребят. Начальникам местных штабов поставлена задача рассказывать ребятам про военные училища, направлять их получать образование.

— Но ведь одними словами не убедишь. Раньше офицеров обеспечивали жильем, была хорошая зарплата, уверенность в завтрашнем дне.

— Вы правильно подметили. Есть проблемы по зарплатам. Сейчас товарищ лейтенант получает 40-45 тысяч. Такого быть не должно. Но образование по-прежнему фундаментальное.

— Раньше говорили о возвращении престижа к работе врача. Так произошло, что пандемия коронавируса показала, что медицина – сфера в которой нужно развиваться и выделять большие деньги. Как вам кажется, события специальной военной операции тоже могут дать возможность развивать военную сферу?

— Да, я уверен. Мы должны уметь себя защищать. Тем более наша армия прибавляется, нужны офицеры. Сейчас многие участники СВО поступают в училища.

— Александр Ильич, вы генерал и профессиональный военный, поэтому, наверное, следите за ходом СВО. Какую бы оценку дали ходу того, как проходит эта операция?

— На первых порах было тяжело. Сейчас тоже, ведь на другой стороне воюют тоже хорошо подготовленные люди. Но наши ребята уже обучились воевать. У нас есть хорошее вооружение и боеприпасы, современная техника. Нам очень важно беречь людей. Чтобы после выполнения боевых задач, ребята возвращались живыми.

— Александр Ильич, спасибо большое. Пожелаем всем, кто сейчас находится в зоне специальной военной операции, обязательно вернулись живыми. Всех защитников Отечества хочу поздравить с этим замечательным праздником.

— Спасибо. Хотелось бы, чтобы в годовщину Великой Отечественной войны у нас была и вторая победа. Хочу пожелать здоровья ветеранам, участникам СВО, да и всему нашему народу.