25 января 202514:20

Олег Коробченко: «Мы должны поддерживать отечественных производителей»

Коробченко рассказал о развитии нефтехимии, машиностроения и авиастроения в республике

Олег Владимирович, здравствуйте! Вы пересели в кресло чиновника из бизнеса. Всю жизнь вы сами принимали решения и сами за них отвечали. Не тяжело ли было привыкать к бюрократическому этикету?

— Здравствуйте, Эрнест! Первое время я привыкал рано вставать, поздно ложиться. Но самое сложное в том, что нужно со всеми согласовывать решения, раньше за это отвечал сам. Однако сейчас я уже встал на стезю, работа идет.undefinedВы возглавили Министерство промышленности и торговли в сложный период, лето 2022 года, перспективы экономики туманные,  санкции, которые валились пакет за пакетом. Но вроде бы справились. Как бы вы охарактеризовали положение нашей промышленности на сегодняшний день?

— На всех свалилась большая нагрузка. Я часто рассказываю анекдот про медведя. Неважно, с какой скоростью бегает за тобой медведь и какие санкции, главное – обогнать конкурентов. Всеми возможностями нужно пользоваться. Если кризиса испугаться, сложить лапки, то можно утонуть. А можно барахтаться, взбить сметану и стать лучшим. Чтобы это сделать, для начала нужно составить план, понять, где враги, где цели, а уже потом действовать. Так мы и сделали. На сегодня Татарстан показывает очень хорошие результаты во всех направлениях. В этом году мы отгрузили готовой продукции более чем на 5,5 триллиона рублей (это на 10% больше, чем годом ранее – прим.) Индекс промышленного производства превысил 105 процентов. Наши отрасли сработали идеально. Это судостроение, авиастроение, производство машин и оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий.  И я хотел бы поблагодарить заводчан за их вклад в благополучие республики и страны. Есть, конечно, недоработки по некоторым заводам. Я думаю, на это тоже надо смотреть, как на наш ресурс. Мы медленно, но используем его.

Олег Владимирович, вы сказали, что наш индекс промышленного производства превысил 105 процентов. Я часто вижу эти цифры, но мне они как обывателю ничего не говорят. Вы можете попроще объяснить, что значит 105 процентов?

— Это очень сложный подсчет. Во-первых, там закладывается сопоставление двух периодов, сравниваются годы, объемы промпроизводства в стоимостном выражении с поправкой на инфляцию по всем направлениям, по каждому заводу индивидуально. Потом это все суммируется, и мы видим общий результат.

Где-то мы просели, например, в нефтедобыче. Потому что по соглашению с ОПЕК снизили добычу. При этом увеличили переработку и производство в машиностроении. В 2024 году сработали эффективнее, чем в 2023-м.

Тренд последних лет - это отход от такого понятия как «страна-бензоколонка». Сейчас многое делается для того, чтобы в производство внедрять инновации. Так, прошедший в Казани нефтегазохимический форум был посвящен технологическому развитию. Как сейчас развиваются отрасли нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии? Какие есть достижения?

— Все наши направления, начиная от добычи ископаемых, улучшают качество и эффективность, благодаря тому, что нефтяники вкладываются в науку, создают институты и целые направления. То, что мы можем добывать тяжелую нефть – это наш козырь. Мы можем заходить сейчас на иностранные рынки, предоставляя услуги квалифицированных нефтяников в других регионах мира, где есть легкая нефть, но она уже перестала быть легкодобываемой, поэтому там уже нужно применять другие технологии. Мы переработали 70 процентов от количества добытой нефти, а 30 процентов продали. И глубина переработки у нас растет.

Наш «ТАНЕКО» увеличил производство высокомаржинальных продуктов, в том числе биотоплива. А «Сибур» открыл олефиновый комплекс ЭП-600. Он сейчас в два раза больше начинает производить этилена. На КОСе мы запустили реактор B для увеличения объемов производства полиэтилена. В этом году в республике планируется открыть первое в России производство гексена, необходимого для выпуска полиэтилена. Это всё примеры импортозамещения, причем критически важного для технологического суверенитета.

У нас в республике запускается большой логистический комплекс имени Дэн Сяопина, который будет работать в связке с промышленной площадкой по переработке того же самого этилена.

Наши нефтяники, химики и нефтехимики сейчас показывают большой рост. Любой человек, работающий в этой сфере, приносит в бюджет всех уровней более 5 миллионов рублей в среднем, в автомобилестроении - миллион рублей, в авиастроении - 2 миллиона рублей.

На сегодня нефтехимия, нефтепереработка являются флагманом экономики республики. Поэтому нам нужно делать акцент на глубокую переработку нефти и нефтепродуктов. Этим мы и занимаемся. Сейчас «Татнефть» ведет большой проект по производству полиэтилентерефталата. Это сырье, из которого делают микрофибру. Пока наша компания «Бикотекс» – крупнейший в России производитель микрофибры – закупает сырье в Китае или Беларуси. Но если мы сможем запустить проект, то будем крупнейшими производителями сырья, из которого делаются синтетические ткани. Импортозамещение и технологический суверенитет в том, что касается компонентов химии, нефтехимии очень важны и нужны.undefinedДавайте поговорим про импортозамещение. Нефтехимия и нефтепереработка очень сильно зависели от импортных составляющих. А сейчас, когда мы все под санкциями, насколько успешно в этой сфере решается вопрос с импортозамещением?

— Если вернуться к санкциям, то тут стоит сказать, что от нас же закрылись не все страны, а Европа и Америка, все остальные продолжают с нами работать. Поэтому возможности есть, наши предприятия не упускают их. Они находят пути, по которым можно поставить какие-то импортные компоненты, комплектующие, которые им нужны, но в то же время мы создаем сейчас свои институты, которые позволяют производить новые катализаторы, новое сырье, компоненты, которые нужны для переработки и получения новых составов. Например, «Сибур» строит инжиниринговую школу и научный центр, СИБУР с КХТИ запустили Передовую инженерную школу, в Альметьевске есть Высшая школа нефти. КФУ и другие университеты создают новые технологии совместно с нашими предприятиями. Это помогает развитию нефтехимии в том числе. Пока есть критические товары, от которых мы зависим. Стратегия республики в том, чтобы граждане жили счастливо, чтобы продолжительность жизни была большая, чтобы образование и здравоохранение были доступными. Нам нужны разные товары, чтобы накормить, вылечить и обучить людей. Мы можем накормить, поэтому мы самодостаточная и обеспеченная республика. Остальное не критически важно. Скажем так, не особо важно Mercedes или «Лада» у вас, функцию-то они выполняют одинаковую. Это не критическая продукция.

Но, если мы говорим о производстве, особенно таком высокотехнологическом, как нефтехимия и нефтепереработка, то там как раз очень критичны все эти компоненты. Против нас ввели санкции страны Запада и Америки, мы сейчас работаем по вопросам поставки оборудования с дружественными странами. А не получится ли так, что мы теперь попадем в зависимость от них?

— Нужен контроль ситуации. Не стоит делать ставку на импорт, важно развивать свою промышленность. И задача Министерства промышленности России в том числе – создавать такие условия, чтобы наши предприниматели, инвесторы вкладывались в крупные российские проекты. У нас хорошие КамАЗы, выпускается К5 импортозамещенный, идеальный автомобиль. Но Китай завозит свои грузовики, которые дешевле. Китай поддерживает своих производителей и дает им компенсацию, стимулирует экспорт в нашу страну. Мы тоже должны поддерживать отечественных производителей.

Это также как было с сельским хозяйством, когда стали помогать сельхозпроизводителям, сразу проблема стала решаться.

— Конечно! Нужно поддержать где-то квотами, льготами, где-то утилизационными сборами.

То, что мы должны, все понимают. А что для этого делается?

— Для помощи автопроизводителям ввели утильсбор, помогаем через ФРП (Фонд развития промышленности – прим.), есть льготный лизинг. Татарстанские промышленники получили около 100 млрд рублей господдержки в прошлом году.

Но нам и бизнесменам важно самим поддерживать наших производителей. Поэтому, если руководители предприятий примут решение и будут на стороне отечественных производителей, не будет проблем. У бизнеса в автопарках должна быть российская автотехника – по стране должны ездить КамАЗы, Соллерсы, ГАЗели. У нас выпускается очень много качественных товаров. В Татарстане немало достойных брендов одежды, спецодежды – надо и их поддерживать, покупать. И туалетной бумагой пользоваться местной, например, челнинской.

Но ведь так у бизнеса не будет конкуренции, и не захочется совершенствовать свои процессы.

— Внутри России мы должны сами с собой конкурировать, производства должны находится в стране. Мы должны растить мощную империю, с нашими технологиями, с использованием наших автомобилей, станков, нефтехимии и так далее. Тогда никто нас не сможет победить.

Еще об одном больном вопросе. Сейчас существует нехватка компетентных кадров во многих сферах. С другой стороны, подвергается критике миграционная политика. Высказываются постоянно на тот счет, что нужно как-то ограничить приток мигрантов. Вы, как человек, который возглавляет Минпромторг республики, как считаете, мы вообще без мигрантов справимся? И возможно ли выстроить такую миграционную политику, чтобы она устраивала всех сразу?

— Это не проблема, а задача, с которой нужно работать. На сегодня в Татарстане около 10 тысяч человек нужно промышленности. Недавно вместе с министерствами мы выяснили, что в республике чуть более 2 млн человек – трудоспособное население. 30 процентов - это представители социальных профессий (врачи, учителя, правоохранители), еще 30 процентов - промышленность, сельское хозяйство, 30 процентов - самозанятые, микробизнес, сфера услуг, доставки. Мы посмотрели, сколько люди в промышленности в среднем платят налогов. Оказалось, что в машиностроении, например, работник КАМАЗа приносит в бюджет примерно миллион рублей в год. В нефтехимии, химии – еще больше. А вот те 30 процентов самозанятых платят всего несколько тысяч в год. При этом все пользуются одинаковыми благами, качественными дорогами, бесплатным образованием и так далее. Я не предлагаю повысить самозанятым налоги, а говорю об улучшении условий в промышленности для того, чтобы люди переходили туда. Нужно обратиться к советскому опыту. Привлекая кадры, нужно давать им жилье, для этого необходима программа с участием региональных, федеральных властей и самих предприятий. У нас начали строить жилье с участием ГЖФ (первый арендный дом для КАМАЗа был сдан).

Сейчас спад количества трудоспособного населения. Поэтому мигранты нужны, нет ничего страшного в том, что люди приезжают работать, но все рабочие процессы должны быть выстроены, люди должны приезжать подготовленными, со знанием языка, культуры, наших законов. Как Рустам Нургалевич сказал, что работу с мигрантами нужно систематизировать,  чтобы имелись все данные о том, что человек въезжает, где он собирается трудоустроиться. С промышленными мигрантами нет проблем, они приезжают подготовленными, живут в общежитиях, ходят на работу. Некоторых таких будущих работников готовят сразу же в их странах, например, в образовательных учреждениях Узбекистана и Таджикистана. Там они сдают тесты и уже с документами летят в Россию. Должна быть выстроена и система возврата нелегалов.

И, конечно, нужно работать над роботизацией (но роботов тоже кому-то надо обслуживать), повышать производительность труда – и в этом Татарстан – лидер в стране. Например, на КАМАЗе на 10 тыс. работающих приходится 60 роботов по сравнению с 7-10 роботами по стране в среднем. К 2030 году КАМАЗ планирует достичь уровня 280 роботов на 10 тыс. работающих.undefinedДавайте поговорим про строительство самолетов в республике. Первый Ту-214 совершил первый полет. Когда вслед за ним взлетят и другие авиалайнеры?

— Это очень сложный вопрос, за эти три года мы пытаемся сделать то, что не делалось уже 30 лет. Мы начинаем бежать очень быстро. На сегодняшний день на нашем заводе построили большое количество производственных площадей, закупили новое оборудование, обучаем персонал, подключили смежные заводы ОАК (Объединенной авиакорпорации - прим.) В этом году планируем два самолета подготовить. Нужно нагонять большой объем. На стратегические цели государству – это авиастроение, машиностроение, нефтехимия, станкостроение, биоинженерия, микроэлектроника – важно бросить все силы.

Последний вопрос личного характера. У вас пять детей, а недавно родился внук, как вы успеваете всем им уделить внимание?

— На новогодние праздники я был с внуком, видел, как он растет и начинает говорить. Вся семья была вместе. Это, конечно, очень приятно. Самый главный фундамент жизни и государства – семья. Времени на общение с близкими у меня, конечно, не хватает. Но всё, что мы делаем в республике, мы делаем на благо наших людей, семей. Когда меня призвали на государственную службу три года назад, жена заплакала и сказала, что мне выпала большая честь служить государству в такие тяжелые годы. Кто-то ушел на фронт, а мне судьба определила отдать долг, служа Отчизне на этом посту.

Спасибо большое, очень приятно было с вами пообщаться.

— Спасибо вам!