28 декабря 202409:06

Директор «Татаркино»: «Наши фильмы нуждаются в федеральной раскрутке»

Миляуша Айтуганова рассказала о развитии татарстанского кинематографа и его перспективах

Здравствуйте, Миляуша Лябибовна! Наша программа выходит в Международный день кино. Чуть более 100 лет назад Владимир Ильич Ленин назвал кино важнейшим из искусств. Сейчас это все еще так?

— Здравствуйте! На мой взгляд, кино и сейчас – это одно из важнейших искусств. Потому что оно наиболее доступно, билеты можно приобрести за небольшие цены. А также кинематограф оказывает большое влияние на жизнь общества. Так было и будет. Хоть и ведутся разговоры о том, что кино умирает, потому что появляются цифровые платформы, больше развивается сериальный формат, я считаю, что, если появляется что-то новое, это не значит, что исчезает старое. У нас был кризисный момент, когда с больших экранов ушли голливудские фильмы. Вначале у коммерческих кинотеатров был период оцепенения, потому что они понимали - контента нет. Многие закрывали залы. Потому что население скептически отнеслось к российскому кино.

А сейчас в кинотеатры ходят, залы заполняются?

— Еще как, по сравнению с цифрами, которые были 8 лет назад, у нас даже в кинотеатре «Мир» в разы увеличились сборы, народ ходит в кино. От нескольких фильмов сейчас ждут хороший доход. В прошлом году хорошие сборы были у фильмов «Бременские музыканты», «Холоп», «Чебурашка». Работают масштабные реклама и продвижение лент.undefinedЯ признаюсь вам, сам в кинотеатры не хожу, мне удобнее дома посмотреть, телевизионные экраны сейчас большие…

— Есть разные типы людей. Кому-то хочется ходить в кинотеатры. Там создается определенная аура. Люди в зале испытывают во время просмотра лент похожие эмоции, создается такой купол в зале. Я в первый раз ощутила такое, когда смотрела фильм «Легенда номер 17». Никогда не думала, что весь зал может встать и аплодировать в конце фильма.

«Татаркино» занимается прокатом? У вас есть свои кинозалы? Это прибыльно?

— Да, у нас есть, в Татарстане много точек показа фильмов. Не могу сказать, что это очень прибыльно, но в минус не уходим.  Муниципальные кинотеатры, конечно, по-разному работают. Например, очень хорошо работают кинозалы в Нурлатах, Чистополе и в Пестрецах. Сейчас муниципальные кинотеатры благодаря «Фонду кино» модернизируются. Там появляются хороший звук и экраны, у многих даже лазерные проекторы есть. Я считаю, кино все-таки лучше смотреть в кинотеатре. Когда я только пришла работать в кино, тогда было плохо с количеством зрителей, я решила сходить сразу на два фильма- «Землетрясение» и «28 панфиловцев». Я была одна в зале, много эмоций испытала, даже проплакалась. Сейчас такой возможности посмотреть фильм в одиночестве уже нет, потому что кинотеатр «Мир» сейчас набрал хорошие обороты. Там мы показываем фильмы из разных стран, на иностранных языках. Представлены картины из Венгрии, Турции, Китая, арабское кино, индийское кино. Проводятся всевозможные дни кино.

«Татаркино» ведь это не только прокат фильмов, но их создание?

— Да, одна из наших функций - содействие кинематографу, многие государственные субсидии выделяются именно «Татаркино», особенно в рамках государственных программ. Все эти средства на экранизацию татарской литературы, на сохранение языка и так далее, выделяются через Министерство культуры. Мы набираем команду. А потом запускаем кино в прокат.

А насколько такие ленты пользуется популярностью в ваших кинозалах?

— Поскольку у нас есть своя сеть, понятно, что в первую очередь мы этой сети раздаём этот контент. Сказать, что у нас всё идеально с прокатом татарстанских фильмов, это означает слукавить. Зрителей надо к нему приучать. Мы плотно общаемся с ребятами из Якутии. Там прокатчики сразу договорились с федеральным прокатчиком, что, как только появляется якутская картина, то она будет в первой строке. Но что вообще такое региональное кино? Есть же фильмы, которые сняты в других городах, например, «Елки-11», съемки которых проходили и в Альметьевске, но их называют федеральными. Я считаю, что российский кинематограф не нужно так делить. Многие ленты стали снимать в регионах, там сьемки дешевле. У нас в течение лета снималось параллельно 8 российских картин. Эти фильмы федеральные или региональные? В сьемках помогают и онлайн-платформы. Татарстан и Казань, в частности, – очень привлекательные локации для всех кинематографистов. Здесь все хотят снимать. Здесь красиво и аутентично.

Кино в Москве снимается на деньги из федерального бюджета, а региональные фильмы нет. А вот, например, фильм «Бери да помни» - это региональное или федеральное кино?

— Мы сейчас опять ведем лингвистический спор. Тут продюсеры российские, локация татарстанская, режиссер татарстанский, артисты наши. Значит какое это кино? Я не могу взять этот фильм даже в прокат в старом формате. Есть площадки, которые до сих пор показывают в MP4-формате. Этот фильм сделали только в DCP-формате. Поэтому показать в сельских кинотеатрах Татарстана его нельзя. Залов с цифровым оборудованием по республике у нас 38, а всего точек показа 180. «Бери да помни» бюджет не отбил, но деньги собрал. Я хочу сказать вот о чём: чтобы рассуждать, хорошее кино или плохое, надо как минимум насмотренность иметь. Для этого нужно раскручивать наши ленты на том же уровне, как это делают для крупных российских фильмов. Каждый год в Татарстане снимается от 10 до 12 татарстанских фильмов. Сказать, что они полностью отбивают бюджет, не могу. Если фильм не выходит в федеральный прокат – это будет проблемой. Выбором того, что показывать по стране, занимаются дистрибьюторы. Есть в нашей стране и кинорынки. Два крупнейших - в Москве и Санкт-Петербурге. Пока на них не будут предлагать киноленты, снятые в регионах силами региональных кинематографистов, то все это с мёртвой точки не сдвинется. Развитие нашего кино я вижу в коллаборациях с российскими продюсерами. Второй путь может быть в копродукции, то есть в расширении рынка сбыта. Например, показывать фильмы в таких странах, как Турция, Казахстан, Узбекистан и других. Тем более у Татарстана с этими странами особые отношения. Сейчас мы выиграли субсидию Минкульта Российской Федерации, совместно с Узбекистаном будем снимать фильм про Шигабутдина Маржани, фильм называется «Учитель». С удовольствием узбеки пошли на эту копродукцию. Вот эта копродукция, я считаю, это ещё один способ выйти на другой уровень кинематографа, когда мы снимаем фильмы с зарубежными компаниями. Сейчас ведем переговоры со специалистами из Ирана. Несколько лет назад мы выиграли субсидию Центра развития казахстанского национального кино и сняли фильм «Тарлан», который показали уже в Казахстане и Турции.undefinedЯ все-таки не понял, что мешает создать хорошее кассовое кино в регионе, если и оборудование есть, артисты, сценаристы и режиссеры у нас прекрасные.

— Мне кажется, что любой фильм, который снимается на нашей территории, должен быть переведен на несколько языков. Это нужно, чтобы продвигать наш кинематограф и искать близкие нам страны, где можно запустить киноленты в прокат. Надо выходить за рамки этого представления, что в Татарстане есть только национальный колорит. Нужны классные сценарии. Вот увидите, ещё пару лет - и всё, что создаётся в регионах, появится на экранах российских кинотеатров. Сейчас практически все российские продюсеры обратили свой взор на регионы.

Сейчас же и конкуренции стало меньше, потому что голливудское кино действительно ушло, и вроде как снимай, не хочу…

— Да, но не хватает немножко еще российскому кинематографу технологического прорыва.

А как же нашумевшее «Слово пацана». Пускай там технологического прорыва не было, но смотрели почти все.  Ведь задача художника найти эмоциональные струны в душе человека, чтобы получился отклик.

— Сериал начали показывать на стриминговых платформах. Молодые люди хотели увидеть, как жили их родители. В те годы, таким образом жила вся страна.

Что будет с кинематографом в ближайшее время?

— Российский кинематограф, и региональный в том числе, будет и дальше развиваться.

Сколько стоит снять хорошее кино?

— Даже на авторское кино потребуется порядка 100 миллионов рублей, на блокбастер потребуется уже около миллиарда или больше. Для того, чтобы получить деньги, нужно работать региональным продюсерам с людьми, которые работают в большом кино. Хорошее кино – это когда история героя может затронуть чувства большого количества людей независимо от места проживания.

Так чего же еще не хватает нашему кино?

— Не хватает навыков и образования. Артисты у нас есть, но они в основном учатся театральному мастерству. Некоторые актёры легко переходят со сцены в кадр, для них это не представляет трудности. Но ведь всё равно основная их работа в театре. У нас нет этого пула киноактёров. Со сценаристами тоже нелегко. Но строить киностудию на региональном уровне смысла нет. Я считаю, что лучше заниматься развитием постпродакшена. К нему относятся новые технологии, графика, цветокоррекция, анимация и так далее. Было бы хорошо, чтобы к нам обращались для того, чтобы довести фильм до финальной стадии. У нас в Казани есть профильный факультет. Эти годы подготовки творческих людей приносят плоды. У нас есть специалисты, которые работают при создании крупных фильмов и сериалов. И тем не менее существует проблема оттока кадров. Если бы была постоянная действующая инфраструктура, кинопроизводство, специалисты бы здесь оставались. Но пока они уезжают в другие города, потому что там есть новые возможности и платят больше. Нам как минимум нужен фонд кино, чтобы была мотивация. Главная повестка и тренд российского кинематографа - это как раз развитие регионального кинематографа. Но без бюджета этот процесс невозможен. Я также думаю, что сейчас будет развиваться формат онлайн-кинотеатров. Сериалы сейчас более популярны, чем полнометражные картины. Чтобы региональный фильм стал успешным можно начать с кинотеатрального проката, затем разместить на платформах, а потом подключить телевидение.undefinedТо есть региональное кино скорее живо, чем нет?

— Я надеюсь на то, что все усилия, которые сегодня мы видим со стороны российской власти, нашего министерства культуры, дадут плоды. Я считаю, что российский кинематограф – это многонациональный, многотерриториальный и конкурентоспособный кинематограф. Все это приведет нас к тому, что именно наши ребята создадут великолепные сценарии и будут снимать хорошее кино. Я в этом просто уверена.

Значит скоро все пойдем в кинотеатры смотреть наше кино. Спасибо большое. С праздником вас.

— Большое спасибо.