Айдар Метшин объяснил позицию Татарстана в вопросе муниципальной реформы
Ранее депутаты республики высказались против одноуровневой системы местного самоуправления в РТ
— Айдар Раисович, рад вас приветствовать в нашей студии. Сегодня поговорим о таком животрепещущем вопросе, как реформа муниципальной системы управления, а прежде всего о ликвидации двухуровневой системы муниципальной власти. Давайте поясним, что такое одноуровневая и двухуровневая системы, в чем их отличие.
— Добрый день, двухуровневая модель муниципального управления та, по которой мы живем с 2003 года, а фактически она вступила в силу в 2006 году. Эта система предусматривает две ступени организации местного самоуправления. Первый уровень - городские и сельские поселения. Буду объяснять на примере Нижнекамска. В Нижнекамском районе городское поселение это – Камские Поляны с численностью 15 тысяч человек. А также есть 15 сельских поселений с 61 населенным пунктом, в котором проживает более 20 тысяч человек. В сельских и городском поселениях есть свои депутаты. Второй уровень - городские округа и муниципальные районы. К ним относятся Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и так далее. Это модель, по которой мы работаем сейчас.— То есть новый законопроект собирается ликвидировать сельсоветы?
— Одноуровневая модель управления предусматривает ликвидацию поселенческого уровня и преобразование их в городские округа.
— Сельсоветы же были у нас с советских времен, мы к ним привыкли, если нужно что-то подписать, получить справки, туда и идешь. С какой целью вдруг решили ликвидировать этот уровень?
— По мнению авторов законопроекта, этот переход будет способствовать совершенствованию системы единой публичной власти. То есть, такой централизованный подход. Какой-то части регионов такая система может подойти. Наша страна большая и у регионов условия и возможности разные. У Татарстана есть свой наработанный опыт. Мы с 2006 года шли по этому пути создания организации, выстраивания рабочего механизма. На сегодняшний день глава поселения уже имеет квалификацию и компетенции. Он обеспечивает жизнедеятельность населенного пункта, у него много задач.
— А по новому законопроекту кто будет выполнять все эти функции?
— Предполагается, что задачи будут подняты на уровень муниципального округа, в нашем случае до уровня Нижнекамска. С позиции депутатов Татарстана и Государственного Совета РТ эта система, будет ломать тот выстроенный механизм, который несмотря на некоторые недостатки, обеспечивает эффективную работу с населением. Упразднение одного из уровней может привести к снижению внимания к поселению. Изменятся и статус глав территорий. Возможно, их будут называть представителями территориальных органов или как-то по-другому. Мы можем потерять непосредственную связь с жителями. Также изменится и представительство. Разберем ситуацию на примере Нижнекамска. При переходе на муниципальные округа из 35 депутатов 30 будут представлять интересы Нижнекамска, а Камские Поляны 2 представителя, 15 сельских поселений – всего 3 человека. Это трудно назвать справедливым представительством.
— Мнение одного из разработчиков этого законопроекта Павла Крашенинникова такое: «Закон об организации местного управления в единой системе публичной власти повысит эффективность управления. Это произойдет за счет стандартизации и оптимизации систем управления. Сейчас не во всех регионах хорошо работает двухуровневая система». Тогда зачем во всех регионах менять систему, если можно другие регионы подтянуть, а в остальных, где все работает, оставить?
— Я согласен с вашей позицией. Страна большая, она разная по возможностям, по климатическим и социально-экономическим условиям. Авторы законопроекта и их команды очень образованные и профессиональные люди. Они рассматривают всю Россию и видят проблемы. Мы находимся в Татарстане, где уже прошли путь организации системы путем проб и ошибок. На сегодняшний день имеем механизм, который позволяет говорить о том, что Татарстан один из ведущих регионов Российской Федерации. Где-то это далеко не так. Для них, может быть, эта одноуровневая модель будет более эффективной.—Айдар Раисович, Татарстан является противником данного законопроекта?
— Не противником, мы не против закона, но считаем, что нужно давать возможность выбора. Сам по себе новый законопроект затрагивает большой пласт вопросов, там 11 глав и 89 статей. Мы говорим о части поправок и статей, которые должны быть учтены, по нашему мнению.
— А кто-нибудь присоединился к Татарстану в этом вопросе?
— 10 октября мы будем рассматривать законопроект во втором чтении, уже знаем позиции некоторых фракций. Конечно, важно, чтобы и другие представители депутатов имели такую же позицию. Мы будем с депутатами Государственной Думы, представляющим интересы Республики Татарстан, голосовать за наши поправки. Мы представляем интересы наших жителей, а они выразили через депутатов Государственного Совета республики мнение о необходимости сохранения двухуровневой системы управления.
— Клишес и Крашенинников — это авторитетные законодатели. Если посмотреть на всю практику их законотворческой работы, то практически более 90% законопроектов, которые они разрабатывают, проходят и первое, и второе чтение, принимаются и подписываются президентом.
— Но мы ведь говорим о поправках, а не в целом о законопроекте. Его мы поддержали в первом чтении. Второе чтение направлено на детализацию законов. Мы за закон с учетом наших поправок. Для этого высказываем нашу позицию, аргументируя ее в комитетах и на заседаниях. По этому поводу выступал и Раис республики. Будем надеяться и работать над этим.
— Хочется спросить вас и о текущей работе Государственной Думы. Не так давно был принят бюджет Российской Федерации.
— Да, мы закончили работу и приняли в третьем чтении главный финансовый документ нашей страны. Бюджет дефицитный, но он будет с увеличением доходной части. В прошлом году эта часть составляла более 39 трлн рублей, а в этом 41,5 трлн рублей. В ближайшие два года также видна тенденция умеренного роста доходной части.
— Не секрет, что в последние годы растут военные расходы. За счет чего это происходит?
— В условиях специальной военной операции расходы на обороноспособность очень важны, конечно, они увеличиваются. К тому же, на Россию наложено более 22 тысяч санкций. Сейчас технологический суверенитет - один из приоритетных вопросов нашей работы. При этом даже в таких условиях мы начинаем увеличивать темпы производства.
— Мне интересно, не будет ли на фоне увеличения этих расходов снижения расходов, например, на образование и другие сферы?
— Нет, не будет. Конечно, хочется, чтобы развитее по всем направлениям шло одновременно. Это и происходит, но пока небольшими темпами. Но национальные проекты, федеральные, республиканские и региональные программы продолжат реализовываться.— Ранее мы обсуждали катастрофический износ коммунальной инфраструктуры. Вы тогда анонсировали несколько программ, которые разрабатывались для изыскания средств. На каком этапе эта работа находится сейчас?
— Одно из семи направлений, которые являются приоритетами в деятельности депутатов Государственной Думы, - это модернизация жилищно-коммунальной сферы. Эта проблема актуальна не только для Татарстана, но и для всей Российской Федерации. Износ коммунальных сетей составляет от 60 до 80%. Сегодня это вопрос номер один. Марат Хуснуллин анонсировал реформу жилищно-коммунальной сферы, которая должна синхронизироваться со строительной отраслью. Прогресс уже виден, результат точно будет. И в России, и в Татарстане, и в родном для меня Нижнекамске видны перспективы, для этого все и делается.
— Спасибо большое, было очень приятно и познавательно с вами пообщаться.
— Спасибо вам.