Режиссер Айдар Заббаров рассказал о работе в театре Камала и «Современнике»
Известный театральный режиссер родился в Набережных Челнах
— Айдар, здравствуйте. Вы родились в Набережных Челнах, ваше детство прошло в 90-е годы прошлого и в 2000-х годах этого века. Наверное, в то время не каждый мальчишка в Челнах мечтал стать актером или режиссером. Откуда у вас возникло такое желание?
— В первом классе я участвовал в конкурсе чтецов и занял первое место. И как-то так меня начали вытягивать в выступления. В Челнах есть прекрасная театральная школа. Это как театральный вуз. Там преподают хореографию, актерское мастерство, речь, фехтование, грим, дети сдают зачеты. Я отучился там 7 лет. Благодаря этому заведению дух театра в меня вселился. Эта мечта, которая возникла с детства.
— Вы лауреат премии президента Российской Федерации за вклад в развитие отечественного театрального искусства. Сколько вам было лет, когда вы получили эту премию?
— Мне был 31 год. Это значимо.
— А не возникает ли головокружение от успеха?
— Нет. У меня прививка от головокружения. Я думаю, что ГИТИС много дал для этого. Ровно один день позволяю себе радоваться, это все же нужно делать, но после необходимо обнулиться.
— Вы учились в Москве и уже первые ваши постановки на столичной сцене вызвали позитивную критику. Вы ставили спектакль в МХТ, в Санкт-Петербургском театре Ленсовета, в «Современнике», а сейчас работаете в театре Камала. Что для вас возвращение на малую родину, что за этим стоит?
— За этим стоит огромная дружба или даже семья. Для меня театр Камала стал семьей, домом. Меня на работу в театр «Современник» приглашала Галина Борисовна Волчак. Я долго пытался ей объяснить, что нет.
— Очень много молодых людей только и мечтают вырваться в столицу, напрочь забывают о том доме, где они выросли, рвут какие-то связи. Но и не потому, что они плохие, а потому что жизнь так устроена.
— Я с этой стороны очень счастливый человек, потому что режиссер более свободный, чем артист. Артист привязан к театру, он не может куда-нибудь уехать. Я сейчас работаю и в ГИТИСе, преподаю у Сергея Васильевича Жеваноча, живу на два города. У меня нет ощущения, что я покинул Москву.
— Вы успешный режиссер. Критика в ваш адрес весьма восхитительна. А как у вас как у достаточно молодого режиссера складываются отношения с актерами?
— Когда были первые спектакли, приехал Сергей Васильевич в Казань, мы привезли «Собачье сердце», играли мою постановку. После этого мы гуляли по городу, и он давал мне наставления. Он говорил, что первые спектакли должны быть успешными, потом могут быть и провалы, такое случается у всех нормальных художников, всегда есть взлеты и падения. Но по первым часто судят. Они были сложными, были и артисты, которые уходили, но после рабочих разговоров. Когда прошли первые спектакли, возникло некоторое доверие, начала складываться репутация.
— Страшно ли заходить в репетиционный зал и начинать работать с актерским составом?
— Да, каждый раз начинаешь с нуля. Первая репетиция для режиссеров - это стресс. Я перед ними не сплю. Потом эту энергию перенаправляешь в материал и заражать этим всех.
— Но вам, наверное проще в этом отношении, ведь по первому образованию вы актер и хорошо понимаете специфику.
— Я год работал как артист в театре Камала. Особой разницы не чувствую. На моих репетициях мы привыкли сочинять театр.
— Откуда появилось желание стать режиссером? Ведь многие актеры никогда об этом и не задумываются.
— Конкретно в моей истории мой педагог Фарид Рафкатович Бикчантаев стал первым человеком, который сказал, что я должен поступить в ГИТИС на режиссера. Я тогда расстроился, что он не видит во мне артиста. Он сказал это мимоходом, теперь уже даже и не помнит.
— А сейчас он оценивает вас как коллегу?
— Прекрасно. Мы дружим, каждый день вместе плечом к плечу трудимся.
— Театральная среда очень сложная, возникают и зависть, и ревность. Вы с этим не сталкиваетесь?
— Нет. В театре Камала очень здоровая творческая атмосфера.
— Давайте поговорим про театр в целом. За всю его историю было у него много конкурентов. В прошлом веке это и кинематограф, и телевидение, сейчас интернет. Как конкурировать с всемирной глобальной информационной сетью?
— Я думаю, что чем больше будет интернет развиваться, тем будет больше потребности в театре. Потому что там живое, в живой энергетике появляется больше потребности.
— Это безусловно, но ведь сейчас люди не привыкли столько времени тратить на просмотр. Молодые люди в смартфонах смотрят короткие красочные ролики, а тут им надо сидеть 3,5 часа.
— Соглашусь, тяжело удержать внимание. Это уже работа режиссера, нужно больше вкладывать энергии и сил, думать об этом. Мне самому должно быть интересно, еще я же часть общества, нужно понимать, чем оно сейчас живет. Я самый строгий зритель своих спектаклей.
— С одной стороны, если ты ставишь спектакль, который, например, будет интересен мальчишкам из Набережных Челнов, то не факт, что он будет востребован и понят критикой. Тогда напишут про провал.
— Такое уже было. Это, к примеру, спектакль «Пепел», на который в Казани и в других городах раскупаются билеты, а в Челнах пара вышла после спектакля недовольными, плюясь, не понимая, как это можно показывать.
— Когда ставишь спектакль, всегда рассчитываешь либо получить хорошую критику, либо хороший зал. Это можно совместить?
— Можно. Более того, я раньше не понимал, когда директора театров разговаривали о том, что хотят поставить фестивальный или кассовой спектакль. Я сильно возмущался. Есть мнение, что если фестивальный, то на него не будут особо ходить. Но для кого мы все это делаем? Мы стараемся для зрителей. Главное, чтобы было сделано талантливо.
— Молодежь сегодня ходит в театр?
— Очень много молодежи в театре. Мне очень много обратной связи прилетает. В соцсетях пишут письма, благодарят. Татарская молодежь ходит на спектакли. Это здорово. Стало модно ходить в театр.
— А молодежь сейчас активно идет на актерские факультеты? Сохраняется интерес к профессии?
— В Москве все больше желающих. Кино развивается в России, много платформ возникло, есть живая конкуренция. К этой профессии возвращается популярность. А 80-90% людей, которые работают в кино, работают и в театре.
— В вашем профессиональным бэкграунде уже свыше десятка постановок. А есть ли мечта поставить какой-то спектакль, которая еще не реализовалась?
— Ровно каждый следующий спектакль - это мечта. Мне интересны разные жанры. Сейчас мы работаем над спектаклем про Альфию Авзалову. Он будет называться «Путь вечности», идем в сторону мюзикла. Мы умеем делать драматические постановки, а музыкальные еще учусь. Спектакль будет поставлен в новом театре Камала.
— Пожелаю вам новых успехов на разных сценах нашей страны и мира, чтобы все планы сбылись. Спасибо большое.
— Спасибо.