Женщины города-миллионника смывают в канализацию более 600 кг микропластика в год
Потом его находят в речной воде, жабрах рыб и организме животных. Нужно ли запрещать скрабы и косметику, и стоит ли повиноваться "зеленой повестке" и бояться микропластика - выясняла Елена Горбунчикова.
В некоторых странах мира производители косметики уже начали отказываться от использования в своей продукции микропластика. Насколько актуальна «зеленая повестка» в индустрии красоты, превратится ли вода в наших реках и озерах в микропластиковый «бульон» и насколько он вреден - ответы на эти вопросы стремиться найти группа ученых из Великого Новгорода.

Что такое «микропластик» и с чем его едят?
Первые результаты, полученные учеными, Иван Зорин, главный научный сотрудник Новгородского госуниверситета имени Ярослава, представил на научно-практической конференции «Экология промышленных городов». В эти дни она проходит в столице Татарстана на базе Казанского Научного центра РАН.
Микропластик - это мелкие частицы пластика размером менее 5 мм. Бывают эти частички совсем микроскопическими - менее 1 мм. И, наоборот, более крупными, но все равно они остаются практически незаметными для невооруженного человеческого глаза.
Микропластик делится на две группы: первичный и вторичный, который образуется в результате распада крупных пластиковых отходов, таких как пластиковые пакеты и бутылки, на более мелкие частицы.
В поле зрения новгородских ученых попал первичный микропластик, а именно тот, что добавляется декоративную и уходовую косметику, которая продается на территории России.
Первичный пластик содержат:
• дезодоранты;
• шампуни;
• кондиционеры;
• зубные пасты;
• гели для душа;
• гели для бритья;
• кремы от загара;
• средства защиты от насекомых;
• кремы против морщин;
• увлажняющие кремы;
• лаки для волос;
• маски для лица;
• средства по уходу за ребенком;
• декоративная косметика (тени, туши, губная помада и т.д.);
• многие другие косметические средства.
В поле зрения - скрабы и «декоративка»
Перед новгородскими учеными стоит задача выяснить, сколько же содержится микропластика в косметических средствах, каковы их структура и происхождение. Затем они решили сравнить полученные результаты с заявленным составом, указанным на этикетках. Кстати, на сегодняшний день в России нет законодательной базы, которая хоть как-то регулировала ситуацию, связанную с микропластиком. То есть производители наносят информацию по собственному желанию.
Конечная же цель исследования: подсчитать сколько микропластика попадает в окружающую среду и какова его дальнейшая жизнь в природе. А также решить: нужно ли запрещать использование микропластика, к чему сейчас идет ряд стран в мире, или лучше отказаться от разнузданного его использования.
Предметом исследования учеными из Великого Новгорода оказался десяток образцов скраба отечественных и зарубежных производителей для мужчин и женщин и столько же декоративной косметики. Причем, выбор образцов был совершенно случайный, подчеркивает доктор химических наук Иван Зорин. Перед его коллегами не стояла задача изучать продукцию конкретных брендов.
В поле зрения оказались образцы трех видов скрабов и пилинга: с крупными абразивными частичками (чаще всего – это дробленная скорлупа орехов и фруктовых косточек), с волокнами целлюлозы и с микрочастичками полиэтилена, которые пользуются большой популярностью среди женщин из-за своей очень мягкой текстуры.
Вторая категория – это декоративная косметика: глиттеры, все возможные блестки, как раз содержащиеся в большом количестве микрочастички ПЭТ, и которые в последние годы как раз называют серьезным источником загрязнения окружающей среды.

С «приветом» из Японии и мебельными опилками
Из уходовой косметике новгородские ученые выделили микропластик в мужском скрабе из Японии, купленном на одном из маркетплейсов. Его содержание составило в тюбике менее одного процента. В одном из недорогих пилингов для головы российского производства микропластика не было совсем, а в скрабе из ОАЭ – частички скорлупы грецкого ореха.
В отдельную группу исследования ученые выделили средства для очистки рук, которые используют дачники, строители, водители, когда нет рядом проточной воды. В одном из двух образцов микропластика было около 9%. Точно такой же по своей природе, как в японском скрабе для головы.
Ученых советуют осторожно подходить к покупке чистящих средств на основе опилок, которые, казалось бы, как раз должны поддерживать новомодную «зеленую повестку». В результате исследования выяснилось, что в качестве опилок использовались отходы мебельного производства: древесная мука, ПАВы, отдушки и вода. Ученые предупреждают: могут производители включать в состав скраба не чистые сосновые опилки, а содержащие…формальдегиды из мебельного клея.
600 кг микропластика и 600 тонн резиновой крошки
«Я так приблизительно подсчитал, что все женщины одного миллионного города в канализацию вместе с водой сливают порядка 500 кг микропластика в виде различных скрабов и еще около 140 кг микропластика из декоративной косметики. Но что такое 140 кг микропластика? Это 5 млрд таких частичек пластика. То есть глиттера, сброшенного, к примеру, в Волгу, будет содержаться из расчета 1 частичка на 50 куб. метров воды. Это очень мало. Реально сейчас находят 2-3 частички микропластика на кубометр. Это ни о чем», - приводит данные новгородский ученый.
По мнению Ивана Зорина, нагрузка на окружающую среду несопоставимо мала по сравнению с антропогенным воздействием на окружающую среду городского транспорта. К примеру, личный автотранспорт в городе-миллионнике оставляет после себя около 600 тонн резиновой крошки в год.
Вред человеку
Как говорит ученый, вред микропластика организму человека пока не доказан – исследования только проводятся. С этой проблематикой человечество столкнулось всего пару десятилетий назад. Пока можно сказать, что реальный вред может наносить только так называемый нанопластик, размеры частичек которого меньше 1 микрона. Он образуется, к примеру, в результате разложения тривиальных одноразовых полиэтиленовых пакетов.
Нанопластик может серьезно повредить кишечник, нарушив его барьерные функции и вызвав воспаление. К такому выводу летом этого года пришли китайские ученые. На протяжении трех месяцев они кормили лабораторных мышей наночастицами полистирола - одного из самых распространенных видов пластика (PS (ПС) – его обозначение на упаковке. – Прим. Авт.). После эксперимента у грызунов ухудшилась еще микрофлора кишечника.
Пожиратель пластика
«Даже если мы сейчас скажем «стоп», в природе еще десятки лет будет циркулировать тот микропластик, который мы уже выбросили. Сейчас находят крупные частицы, мелкие трудно отыскать. Сейчас это отдельная и очень тяжелая задача для аналитической химии полимеров», - говорит ученый-химик.
Иван Зорин предлагает сопоставить микропластик с целлюлозой, которая является таким же полимером, но только природного происхождения. Ее сейчас гораздо больше в природе, чем микропластика, полученного промышленным путем. К тому же, скорость разложения биоцеллюлозы такая же, как у ПЭТ. Природа саморегулируется, иначе не было бы торфяников и сфагновых болот (мшар), а это значит, она должна сама справится с микропластиком, предполагает ученый. В любом случае, в микропластиковые болота наши реки и озера точно не превратятся.
Уже известно, что полиэтиленом питается восковая моль. Но, нужен ли нам такой помощник, который относится в насекомым-вредителям пчеловодства?
«Микропластика пока призываю не бояться»
Ученые КФУ на протяжение нескольких лет проводят обследования рек Казанка и Меша. Они уже находят микропластик в иле, воде и рыбах, обитающих в ней, но концентрации пока ничтожно малы. На вопрос, будут ли проводится обследование Волги, чью воду пьют казанцы, откровенно ответил член-корреспондент РАН Сергей Люлин:
- Нигде в мире микропластик не признан загрязнителем. Все ждут регуляторики, которая появится на международном уровне. На сегодняшний день этот процесс застопорился, никакого проекта по сокращению пластикового мусора не принято. Такое соглашение, на мой взгляд, должно быть рамочным и учитывать специфику регионов. Если сравнивать загрязнение российских рек с китайскими, то в России оно гораздо меньше.
Он также добавил, что нет смысла запрещать бутилированную воду, потому что вода из-под крана куда опаснее.
«Если кто-то боится микропластика в воде, есть очень простой способ борьбы – кипячение. Да, микропластик находят везде, я с вами согласен, в том числе в различных органах человека. Но человек потребляет много инородных веществ, и у него есть определенные барьеры, чтобы препятствовать разным опасностям. Микропластика пока призываю не бояться», - подытожил Сергей Люлин.
Фото: член-корреспондент РАН Сергей Люлин
Отказ от микропластика – рекламный ход?
Одна из французских компаний в январе 2017 года заявила о том, что полностью исключила пластиковые микрогранулы из состава своих отшелушивающих средств.
«Это, несомненно, рекламный ход, ориентированный как раз на тех покупательниц, которые считают себя экологически ответственными. Но станет ли альтернатива микропластику экологически безопасной? Это еще бабушка надвое сказала», - подводит итог Иван Зорин.
В 2022 году ООН призвала страны мира заключить международный договор по борьбе с загрязнением пластиком, но есть нюанс.
В составе комиссий по микропластику, которые создаются по всему миру, нет ученых-полимерщиков. Не зовут для участия в этих комиссиях и представителей тех государств, чья экономика основана на нефти.
Автор Елена ГОРБУНЧИКОВА