Энциклопедическая и полная драматизма: в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Юсуповы. Роскошь сквозь века»
Выставка, рассказывающая о жизни одной из самых известных и богатых семей дореволюционной России, стала подарком жителя Татарстана по случаю 20-летнего юбилея со дня начала работы в Казани представительского центра Эрмитажа.
Как заявила во время церемонии открытия председатель Общественной палаты РТ Зиля Валеева, выставка, посвященная династии Юсуповых, задумывалась еще 5 лет назад, но воплотить задуманное в жизнь удалось только сейчас. Этому предшествовала большая и кропотливая работа, и как ее итог - в Казани представлена уникальная коллекция из 400 предметов искусства и личных вещей, принадлежавших княгиням и князьям Юсуповым. Концепция выставки продумана до мельчайших мелочей: погружение в мир роскоши русской аристократии происходит в формате 5D.
Мультимедиа и «чертоги изящества»
Погружение в мир Юсуповых начинается прямо с порога, точнее…парадной лестницы дворца на Мойке в Петербурге, ставшим фамильным гнездом для пяти поколений князей. Мультимедийный проектор транслирует на стенах выставочного пространства «Эрмитажа-Казань» богатые интерьеры Юсуповского «гнезда», а еще усадьбы «Архангельское» в Москве, которую за роскошь и масштаб местного парка современники называли «подмосковным Версалем».
Проходя по анфиладе дворцовых интерьеров, созданных мультимедиа, посетитель начинает свое знакомство с большой историей коллекционирования, которую начал в середине XVII столетия еще Борис Григорьевич Юсупов, сподвижник Петра Великого, а потом с успехом и большим размахом развил его сын Николай.
По свидетельствам современников коллекция Николая Григорьевича Юсупова, выдающегося государственного деятеля и дипломата, восхищала не только соотечественников, но и европейских ценителей искусства. В экспозиции показаны голландские и фламандские картины XVII века. К безусловным шедеврам коллекции относятся «Пастушок» и «Пастушка» Д. Тенирса мл. Оценить красоту и изящество работы мастера незрячим посетителям выставки помогают специальные тактильные стенды-станции с описанием на языке Брайля.
Из произведений итальянской живописной коллекции выделяются картины Тьеполо и Риччи («Вакханка и сатиры»). Коллекция французской живописи в Казани представлена произведениями французских мастеров конца XVIII – начала XIX века, многих из которых князь лично знал и которым заказывал работы: Ланкре, Грёза, Буальи, Верне и Робера.
И каждый экспонат заслуживает отдельного рассказа, отмечает куратор выставки, ученный секретарь Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Анна Виленская.
«Любопытная история связана с картиной Гюбера Робера «Пожар». Будущий Павел I по рекомендации князя Юсупова заказал для украшения Каменноостровского дворца ряд больших полотен у Робера. Однако потом намерения Павла Петровича изменились, и он отменил заказ. Это должно было быть большое полотно, на котором изображен пожар в Риме, случившийся в середине XVIII века на термах Диоклетиана. Тогда Николай Борисович Юсупов для своей коллекции приобрел небольшую работу Робера на эту же тему», - поделилась с журналистами куратор выставки.
Декорациями в выставочных павильонах выступают ароматные станции. Подняв одну из стеклянных колб диффузера, можно тут еже оказаться в «Чертогах изящества», где «бархатистый кашмеран окутывает мягким теплом, а пудровые акценты звучат, как шепот кулис старинного домашнего театра». Это не показная роскошь, говорят устроители выставки, а утонченная интимность, аромат, в котором роскошь превращается в искусство изящества.
Казанская царица Сююмбике
В зале Востока представлен парфюм «Сююмбике» с изящными нотами шафрана, лилии, орхидеи, иланг-иланга и бобов тонка. А в центре самой экспозиции зала Востока - портрет царицы Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем, написанного неизвестным художником в начале XVIII – начале XIX века. Один из вариантов парсуны, хранящийся в фондах Государственного Эрмитажа, впервые представлен в Казани.
Рядом – мультимедийный образ самой казанской ханши готов рассказать о сложной судьбе Сююмбике, кстати имеющей прямое отношение к князьям Юсуповым. Свое начало дворянский род берет от ее отца - ногайского хана Юсуфа-мурзы. Единственный сын Сююмбике - Утямыш-Гирей, принявший в Москве православие, скончался в 20-летнем возрасте.
Но были у хана еще два сына Иль-мурза и Ибрагим, от них то и произошли две ветви будущих князей Юсуповых. Потомки братьев после крещения получили фамилию Юсупово-Княжево, окончательно Юсуповыми они стали лишь XVIII веке при царе Федоре-III Алексеевиче. Они всегда пользовались большим уважением царской семьи и входили в круг приближенных.
Юсуповы всегда помнили о своих корнях, поэтому было вполне понятно увлечение князей экзотикой: изысканные образцы оружия, восточные ткани и вышивки, изделия из серебра и бронзы, китайский фарфор. Все они так же представлены на выставке. Подлинным шедевром в собрании является бронзовая фигура Бодхисаттвы XVI–XVII века.
Проклятье рода Юсуповых
Особого внимания на вставке заслуживает портретная галерея Юсуповых, созданная ведущими мастерами своего времени. Центральное место в ней, конечно же, занимают портреты Николая Борисовича Юсупова, внесшего наибольший вклад в создание семейной коллекции. В эскизах театральных декораций из «Декорационного альбома», представленных на выставке, отражено увлечение князем театром. Среди экспонатов много фарфора, к которому Юсупов испытывал подлинную страсть и даже организовал в Архангельском мастерскую по его росписи.
Особое внимание стоит обратить и на портрет его единственного сына Бориса Николаевича Юсупова, в историю страны вошедший не только как благотворитель, который в своих 17 имениях открывал и финансировал больницы, но как успешный предприниматель, в несколько раз преумноживший состояние семьи.
В более зрелом возрасте он увлекся драгоценными камнями, и к фамильной жемчужине «Пеллегрина» добавил коллекцию бриллиантов, ставшей одной из лучших в мире. Кстати, в ожерелье с гигантской жемчужиной блистает его внучка - княжна Зинаида Николаевна Юсупова - на портрете кисти Франсуа Фламенга.
Одна из самых красивейших и образованных девушек того времени, Зинаида Николаевна после смерти своего отца Николая Борисовича Юсупова-младшего в 1891 году от разрыва сердца, стала единственной наследницей огромнейшего семейного состояния (в те годы оно оценивается примерно в 21 млн рублей), а род Юсуповых пресекся по прямой мужской линии.
«Согласно семейной легенде, в которую верили Юсуповы, в каждом поколении только одному из наследников позволялось повзрослеть и умереть в преклонном возрасте, остальные погибали в юности, едва достигнув 26-летнего возраста», - поясняет куратор выставки Анна Виленская. Причем, Юсуповы называли это якобы расплатой за переход предков за вероотступничество.
«Энциклопедическая и полная драматизма выставка», - говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Устроители выставки предлагают посетителям еще один печальный рассказ в лицах. Это рассказ об одном из сыновей княгини Зинаиды Юсуповой (на выставке представлены так же портреты кисти Валентина Серова и Константина Маковского. – прим. Авт.) Николае Феликсовиче Юсупове, графе Сумарокове-Эльстоне, который был убит на дуэли выстрелом в грудь в возрасте... 25 лет.
А его младший брат Феликс войдет в истории России как один из участников убийства Распутина в 1916 году в том самом знаменитом Юсуповском доме на Мойке.
Мода и безупречный вкус
Не менее интересны сохранившиеся элементы гардероба трёх поколений княгинь Юсуповых. Эти уникальные памятники истории моды демонстрируют безупречный вкус их владелиц и высочайший уровень мастерства петербургских и европейских портных.
Кроме того, посетители увидят парадные ливреи служащих Юсуповых, маскарадные костюмы, в том числе «венецианский» наряд Зинаиды Николаевны Юсуповой и костюм в «русском стиле», принадлежавший ее сыну Феликсу Феликсовичу, а также изысканные аксессуары: трости с набалдашниками из слоновой кости и фарфора, веера и перчатки.
Кстати, после в эмиграции потомок Юсуповых - граф Сумароков-Эльстон вместе со своей супругой Ириной (урожденной княжной Романовой) стали законодателями моды, открыв свой Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне. Но это уже совсем другая история.
«В Российской империи Юсуповы были образцом того, что может себе позволить и что берет на себя знать», - отметил Михаил Пиотровский. – Государственному Эрмитажу выпала судьба хранить часть их универсального, как и наш музей, наследия, организовывать и участвовать в организации выставок, которые в частности, на примере Юсуповых становятся пособиями по истории европейского и русского коллекционирования, важного элемента национальной культуры».
Выставка в центре «Эрмитаж-Казань» будет работать до 5 июля. Но, как говорят ее устроители, недостаточно лишь одного посещения экспозиции, чтобы понять, насколько утонченным был вкус и великой страсть к искусству, позволившие Юсуповым сформировать это уникальное собрание. К тому же, выставку обещают обновлять.
Автор: Елена ГОРБУНЧИКОВА
Фото автора.