Максим Топилин рассказал о ценах, маркетплейсах и будущем экономики
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике объяснил, как Россия отреагировала на санкции
— Максим Анатольевич, здравствуйте. Вы председатель Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике. Страна находится под жесткими санкциями. Как бы вы оценили состояние экономики и реакцию страны на сегодняшние вызовы?
— Здравствуйте, в экономике происходят совершенно новые процессы, которыми нужно уметь грамотно воспользоваться, что, как мне кажется, у нашего Правительства получается. Санкции показали нам, что мы сидим на нефтяной игле, а это являлось очень серьезным тормозом для развития других отраслей. После того, как мы обратили на это внимание, появился импульс заниматься несколько другими вещами. Сначала это называлось импортозамещением, потом мы заговорили о технологических прорывах и новых проектах, которые нужно делать внутри страны. Теперь мы вынуждены вернуться к тому, чтобы делать свои самолеты, военную технику и так далее.— Вы сейчас рассуждаете с позиции макроэкономики, а если говорить с точки зрения обывателя. Например, я как обычный покупатель хожу в магазин, и когда вижу картошку по 100 рублей и даже больше, думаю, ну как так?
— В прошлом году действительно был дефицит. Мы даже сняли таможенные пошлины на импорт картофеля. Но в этом году, по прогнозам, все должно быть нормально. В конце концов все постепенно сбалансируется. Понятно, что можно спорить по поводу того, что сельхозпроизводитель получает условно 20 рублей, а посредники накручивают цены, и в торговых сетях картошка стоит 100 рублей. Такое тоже есть. Для этого существует ФАС, которая следит за ценообразованием, в том числе смотрит за количеством посредников. Можем обратить внимание на тему, которая сейчас актуальна. Мы много говорим о том, что всем не нравится, когда посредники не дают товару производителей поступать сразу к продавцам. Тут на арену выходят маркетплейсы – точки виртуальной сборки, где вообще нет посредников. Буквально несколько дней назад Президент страны Владимир Путин подписал соответствующий закон о регулировании платформенной экономики.
— Вы сказали, что этот закон должен выровнять условия для электронной и классической торговли. В какую сторону, в чью пользу будет это выравнивание?
— Задача была в том, чтобы прописать обязанности производителей (партнеров) и потребителей. Платформенная экономика начала развиваться во время пандемии. Рынок, который связан с доставкой, вырос за последние пять лет многократно. Люди поняли, что это удобно. Между маркетплейсами и представителями традиционных видов торговли сейчас идет конкуренция. В рамках обсуждения закона было предложение ограничить количество точек пунктов доставки и выдачи товаров. Но такие точки могут быть полезны для жителей, например, отдаленных населенных пунктов. Поэтому подобные поправки были отвергнуты практически всеми депутатами.
— Этот закон концептуально что-то меняет в отношении между продавцом, агрегатором и покупателем?
— Сам закон, в основном, регулирует взаимоотношения, которые рождаются на тех платформах, где продается товар, на посреднических цифровых платформах. В моем понимании такие платформы – это своего рода искусственный интеллект, там огромная база данных. Маркетплейсы дают возможность реализации огромному количеству российских производителей из абсолютно разных регионов. Поэтому очень важно, чтобы все права производителей и покупателей соблюдались, и никто не пострадал. Маркетплейсы будут сами проверять маркировку товаров, чтобы все лицензии соответствовали. Для покупателей с принятием закона все останется также удобно, при этом такая торговля будет регулироваться законом.
— Еще одна актуальная тема. В марте этого года Владимир Путин поручил правительству России разработать возможные пути возврата ушедших из России компаний. В этом процессе участвуют и парламентарии. Сейчас есть очертания, как это будет происходить?
— Пока этот вопрос прорабатывается Правительством, будут определены условия для возврата. Все будет зависеть от того, как компания себя вела при выходе с российского рынка, насколько она внимательно относилась к своим сотрудникам. Поэтому здесь я думаю, что все эти решения будут происходить через правительственную комиссию. Нужно будет очень внимательно смотреть на то, как сохранить позиции наших компаний, которые смогли выйти на российский рынок. Очень важно сохранить баланс здоровой конкуренции, которая является определенным двигателем.
— Максим Анатольевич, что происходит с бюджетом нашей страны. Сейчас все знают, что бюджет дефицитный. Время непростое. Много ходит разговоров, что из-за этого возможны различные сокращения социальных программ и инфраструктурных проектов. У вас есть ли какая-то информация на этот счет?
— Что касается социальных программ, точно могу сказать, что никаких сокращений не будет. У нас достаточно ресурсов, резервов и платежей для того, чтобы обеспечивать сбалансированность бюджета и все выплаты, предусмотренные законом. Более того размер выплат увеличивается. Что касается инвестиционных программ. Здесь все скорее зависит от того, насколько стимулирование или субсидирование разных проектов достигает определенного результата. Но Фонд развития промышленности работает, субсидии на поддержку сельскохозяйственных проектов тоже.
— Мы с вами начали разговор о санкциях и вновь возвращаемся к ним. На днях президент США Дональд Трамп сократил срок своего ультиматума до нескольких дней. По его словам, уже на следующей неделе против нашей страны будут введены жесткие вторичные санкции. Я думаю, сейчас многие экономисты просчитывают различные варианты, как это на нас подействует. Наверняка, это происходит и в Госдуме. К каким выводам вы приходите? Насколько мы их ощутим?
— Надо дождаться того времени, когда будут какие-то действия. Мы прекрасно видим, что ситуация меняется, но не всегда за словами следуют действия. Но, как вы правильно сказали, готовиться нужно всегда. Мне кажется, мы уже научились и создали все необходимые инструменты для того, чтобы на все эти истории очень оперативно реагировать. Я не перестану говорить о том, что Россия – страна, которая несмотря на санкции или даже благодаря им развивается совершенно другим образом, опираясь на свои силы. Это дало совершенно новые инструменты и импульсы в экономике, которыми надо просто грамотно воспользоваться.
— Не могу не задать последний вопрос. Просто развейте слухи, которые, кстати, пошли от ваших коллег в Госдуме. WhatsApp закроют или нет?
— такого решения нет.
— Спасибо вам, вы зарядили оптимизмом.
— Спасибо.