Телеканал
Налоговые органы приглашают граждан 25 апреля 2024 года с 09:00 до 20:00 на День открытых дверей по вопросам декларирования доходов физическими лицами. Юридическая клиника Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции оказывает бесплатную юридическую помощь населению. Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, д.124, к. 4, телефон: 8(843)520-45-64, 89372948679. Проводится отбор на военную службу по контракту. Единовременная выплата 195 тыс. руб., денежное довольствие в зоне СВО от 204 тыс. руб., удостоверение ветерана боевых действий, доп. выплаты, премии. Тел. Единой службы отбора 117. Подписывайтесь на «Татарстан-24» в Telegram, YouTube, а также в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.

Новости Татарстана

«Кто как работает, тот так и получает»: на чем зарабатывают заключенные татарстанских колоний?

«Кто как работает, тот так и получает»: на чем зарабатывают заключенные татарстанских колоний?

В год исправительные учреждения Татарстана производят товаров и услуг на полмиллиарда рублей.

Корреспондент «Татарстан-24» побывал в казанской исправительной колонии №19 строгого режима, пообщался с осужденными и узнал, что они производят и сколько удается заработать. 

«Годовой объем производства – 500-600 млн рублей»

В Татарстане функционируют десять исправительных учреждений – это колонии разных режимов и исправительный центр. В девяти из них организовано производство товаров и услуг в форме центров трудовой адаптации осужденных. Как указывают на сайте УФСИН по РТ, каждый год к труду привлекают порядка трех тысяч заключенных – это и промышленное производство, и сельское хозяйство, и благоустройство исправительных учреждений. Всего же в объектах уголовно-исполнительной системы республики находятся около 9 тысяч осужденных и подследственных. 

По данным на начало 2021 года, в центрах трудовой адаптации работало 2,9 тыс. человек, а на работах по хозобслуживанию учреждений – 827. Всего на тот момент в колониях было 2 392 рабочих места. За 2019-2020 учебный год обучили 2 105 заключенных (это 109,4% от установленного плана).

https://lh4.googleusercontent.com/QmiljIxIoC-Tax4VbDH-otJDcxcIYV-TEfkxH_x-rwlN9qGjvllqp0TwchbmgIFGE5KT62QRzWEapyewjwdj3q1qQ1QMgJ__U5vDCB1WUfYqGgVttqWCj3ul88be-nmkoM77qXHk

Годовой объем производства колоний республики составляет 500-600 млн рублей, не считая оказываемых на производственных площадках колоний услуг (для сравнения: внутренний региональный продукт Татарстана превышает 3 трлн рублей).

Как нам объяснили в УФСИН, исправительным учреждениям быстрее изготавливать продукцию на сырье заказчика, чем проходить сложную процедуру оформления поставок необходимых материалов, которая может занимать до 30-40 дней. На сайте ведомства сказано, что колонии готовы размещать у себя оборудование сторонних компаний и организовывать труд осужденных на нем, а также выполнять заказы на собственных производственных мощностях.

Среди партнеров учреждений есть как государственные организации, так и частные предприятия и индивидуальные предприниматели.

«Объем производства на данный момент во всех колониях РТ – 500 млн рублей в год. 60% – это услуги, без выпуска товарной продукции. Если все переводить в товарную продукцию – то это 800-900 млн рублей в год. Правильнее считать в единицах изделий, который мы производим, в тоннах переработанного металла, в объемах выпущенных костюмов и т.д. Поскольку если считать услуги, то здесь не учитывается стоимость сырья и НДС», – сообщил в беседе с нашим корреспондентом замначальника УФСИН по РТ, курирующий вопросы производственной деятельности, Андрей Яковенко.

«Профессии востребованы на рынке труда»

В татарстанских колониях для обучения осужденных работают 9 профессиональных училищ и один филиал. Обучают в стенах учреждений 47 профессиям, говорится на сайте УФСИН. Порядка двух тысяч человек ежегодно получают свидетельства и дипломы об образовании. 

«Они (профессии - ред.) востребованы на рынке труда: слесари, токари, сантехники, специалисты литейного дела, крановщики, стропальщики, сварщики, электрогазосварщики. Повара – пищу готовим сами – и пекари», – уточнил Яковенко.

Основными направлениями производственной деятельности колоний РТ являются выпуск трубопроводной запорной арматуры, изделий из чугунного литья, люков, дождеприемников, пластиковых и алюминиевых оконных конструкций, стройматериалов. Также развита металлообработка, работают деревообрабатывающие участки, автомастерские и швейные цеха. Активно развивается сельское хозяйство, говорится на сайте управления.

Замглавы УФСИН по РТ отметил, что в 19-й колонии Казани у большинства из отбывающих наказание уже есть профессии, поскольку они сидят здесь повторно. 

«Они получили специальность в наших профучилищах. Но при выборе той или иной работы, попадая вновь в наши исправительные учреждения, осужденные могут обучиться на новую профессию», – пояснил представитель ведомства.

«Работа нравится, работа в тепле, никаких проблем»

Нам удалось пообщаться с несколькими осужденными, отбывающими срок в ИК-19 в Казани. Они рассказали об условиях труда и о том, как работа помогает им во время заключения.

Работник швейного цеха Александр – спокойный мужчина средних лет – находится в стенах колонии с ноября 2016 года. На швейное производство он пришел, как только начал отбывать свое наказание по статье, связанной с запрещенными веществами. По словам самого осужденного, до заключения у него не было образования и профессии. Около трех месяцев Александр учился штопать одежду и другие изделия и стал оператором швейного оборудования 3 разряда.

 

«Здесь я быстро научился [швейному делу], есть возможность погашать иск, чтобы освободиться условно-досрочно. На работе время пролетает быстро, срок быстро идет. Условия труда хорошие, есть раздевалка и душ, работаем с 8 до 17 часов. Работа нравится, работа в тепле, сухо, никаких проблем не возникает», – признался сиделец в разговоре с нашим корреспондентом.

«Работа – это, прежде всего, трудовая адаптация, а не заработок»

Александр зарабатывает порядка 10-15 тысяч рублей в месяц. По его словам, при хороших заказах удается заработать и больше. 

Оговоримся, что на руки осужденные получают значительно меньше номинально заработанного, поскольку 75% заработка идет на налоги, содержание и одежду заключенных, а также выплаты по искам пострадавших. По закону, отбывающим наказание нельзя отдавать менее 25% заработка, больше – можно. Тут уже все зависит от самих осужденных: если они перевыполняют норму, то получают больше денег. У 90% из них сдельная оплата труда, рассказали в УФСИН. 

«Расценки считаются исходя из МРОТ. Он составляет более 13 тысяч рублей, мы делим это на количество часов в месяц (примерно 169) и получаем часовую тарифную ставку (72 рубля в час). Все нормы рассчитывается исходя из этих тарифов и доводятся до осужденных индивидуально на каждом участке», – отметил Андрей Яковенко.

По его словам, в татарстанских колониях есть осужденные, зарплата которых доходит до 18-20 тысяч рублей. В основном это производства с тяжелой работой – например, литейный цех. Нормы выработки растут со временем по мере «привития трудовых навыков», в соответствии с этим растет и зарплата.

«Работа для осужденных – это, прежде всего, трудовая адаптация. Работа на производственных участках – это получение навыков в труде, возможность адаптироваться на гражданских предприятиях после освобождения, возможность заработка. И, конечно, время в ходе работ проходит намного быстрее, чем если просто отбывать наказание в отряде», – сказал Яковенко.

Другой заключенный, работающий на мебельном производстве – уроженец Зеленодольского района – поведал, что зарабатывает «чистыми» около трех тысяч рублей в месяц. Изготовлению столов, тумбочек, парт, шкафов и прочей продукции он обучился в колонии. В других учреждениях на протяжении 15 лет отсидки он занимался автомобильными аксессуарами, сварочными работами и другим. 

«Условия труда оцениваю хорошо, ни на что не жалуюсь. [Производство мебели] самая интересная работа. Я сам сюда попросился, мне нравится изготавливать мебель», – сказал осужденный, который получил срок за убийство, кражу и поджог в 2004 году.

По его словам, благодаря работе, время в колонии проходит быстрее и помогает психологически. 70% от общего заработка идет на погашение иска (осталось 70 из 470 тысяч рублей), 5 тысяч уходит на оплату коммунальных услуг, 25% остается ему самому. 

«Деньги трачу на сладкое, на банные принадлежности, пока не откладываю. Сотрудники [колонии] обещали помочь с трудоустройством после выхода на свободу. Дома меня ждут родители, сестра и племянница. В последнее время мы видимся редко из-за коронавируса», – поделился мужчина.

«Большая часть продукции уходит в регионы Центральной России»

Произведенная в колониях Татарстана продукция, помимо внутрисистемных нужд, поставляется и коммерческим компаниям. Чаще всего – это покупатели из центральных регионов России. На экспорт изделия не отправляются.

«Прежде всего, продукция производится для внутрисистемных нужд – продукты питания, вещевое довольствие осужденных и личного состава. Также мы работаем с министерствами и ведомствами РТ, крупными предприятиями. Рынок достаточно обширный. Большая часть продукции из колоний РТ уходит на рынок центральных районов России», – уточнил Яковенко.

В 2020 году УФСИН в рамках федеральной программы выделили 32,3 млн рублей, на которые запустили 84 единицы оборудования. Были заключены контракты с госзаказчиками в РТ на сумму более 45 млн рублей. В колонии-поселении №17 при поддержке властей республики был открыт цех по производству круп. В 2021 году выполнялись заказы на поставку круп для нужд УФСИН по РТ на 201,9 тонны (больше 5 млн рублей).

20 января пройдет итоговая коллегия УФСИН, на которой озвучат результаты работы ведомства за 2021 год и отчитаются об изменениях в центрах трудовой адаптации осужденных.

 

 

Подписывайтесь на наши Telegram-канал и YouTube-канал и следите за актуальными новостями.

Если вы стали очевидцем интересного события, сообщите об этом нашим журналистам: info@tatarstan24.tv или +7 900 321 77 22.

Мы в ЯНДЕКС.ДЗЕН

Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: